Павел Сюткин (p_syutkin) wrote,
Павел Сюткин
p_syutkin

Category:

Выпусти из клетки!

Праздник Пасхи на Руси – это не только радость и умиление. Милость и сострадание к падшим было давней традицией в эти дни.

3


Русские цари в пасхальную неделю не проводили на площадях многочасовых публичных бесед со своими холопами и боярами, отвечая на их подобострастные вопросы.  Напротив,  в праздник они всегда посещали тюрьмы и темницы, миловали  и одаряли заключенных. Этот обычай «пасхального прощения», ведущий начало еще с ветхозаветных времен, утвержден был у христиан в 367 году при императоре Валентиниане.

«Рассылаются, — свидетельствует св. Иоанн Златоуст, — императорские рескрипты о разрешении от уз содержащихся в темницах, и, как Господь наш, будучи во аде, всех содержавшихся там освободил от смерти, — так и рабы, подражая, сколь можно, Господу, изъемлют содержимых в оковах чувственных».

Государи на Руси нередко подавали пример такого христианского благочестия и милосердия. Известны воспоминания современников о том, как, например, Алексей Михайлович никогда не пренебрегал этой традицией. Яркое описания этих событий мы можем найти у известного историка Ивана Забелина:
1


Посещая Вознесенский монастырь царь нередко проходил оттуда в Каменный застенок у Спасских ворот и жаловал там раненых и нищих. 10 апреля 1664 года государь Алексей Михайлович пожаловал на Английском дворе пленным полякам, немцам и «черкасам», а также и колодникам (всего 427 человек) каждому: чекмень, рубашку и порты и потом приказал накормить их.

2
В расходных записках 1664 года находим следующее: «для полоняников… взяти с Кормового дворца взаем 40 туш свинины, 16 стягов говядины, 10 фунтов сала, 500 яиц …» (1).

А в золотой палате царицыной в это время кормили нищую братию. Опекая подобный люд при жизни, царь устраивал «богомольцам» и «нищим» торжественные похороны после их кончины и в их память учреждал «кормы» и раздавал милостыню по церквам и тюрьмам. Такая же милостыня шла от царя и по большим праздникам; иногда он сам обходил тюрьмы, раздавая подаяние «несчастным». В особенности пред великим или светлым днем Св.Пасхи, на «страшной» неделе, посещал царь тюрьмы и богадельни, оделял милостыней и нередко освобождал тюремных «сидельцев».

Алексей Михайлович
Вербное Воскресенье в Москве в царствование Алексея Михайловича. В. Б. Шварц, 1865

Здесь надо сделать короткое пояснение. Дело в том, что как наказание тюрьма в России стала применяться только с 1550 года. С 1560 года впервые было запрещено устраивать подземные остроги. Но характер содержания наказуемых был совершенно другой. «В то время правительство ни одежды, ни пищи не отпускало колодникам. Их снабжали как и чем могли их родственники, а безродные, скованные по два, ходили поочередно, со сторожами, по торгам и дворам за милостынею, и ею довольствовались. Этот патриархальный способ содержания колодников долго считался правильным и успешно практиковался, преимущественно потому, что простодушные и религиозные предки наши, начиная от царей и кончая простолюдинами, охотно подавали колодникам милостыню, в надежде получить за это, на том свете, отпущения части своих грехов»(2).

Такая тяжелая жизнь колодников начала изменяться именно в царствование «тишайшего» Алексея Михайловича.

Традиция милости к заключенным продолжалась и в эпоху Романовых. Так по воспоминаниям иностранного посла 30-х годов XVII века, «приехав в столицу на Пасху, я был  свидетелем благочестивых и милостивых деяний государя (Михаила Федоровича Романова), который до заутрени посетил тюрьмы и раздавал заключенным крашеные яйца и бараньи тулупы».

... В 1823 году, исполняя пасхальную традицию, граф Ираклий Иванович Морков (генерал-лейтенант, ветеран наполеоновской кампании) дал вольную своему крепостному — художнику Василию Тропинину. В тот год великому портретисту исполнилось 47 лет. Через два года он напишет очень личную для него картину «Мальчик, выпускающий из клетки щегленка».

Тропинин
В.Тропинин. Мальчик, выпускающий из клетки щегленка (1825)

А в 1827 году создаст один из лучших портретов А.С.Пушкина. Насколько же символично для Тропинина, да и для всех российских крепостных и «сидельцев», звучала стихотворная фраза поэта:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

4
Н.Ярошенко. Всюду жизнь (1888)
______________________________________________

(1) Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1915. С.299.
(2) Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. СПб. 1880, с.5.
Tags: Пасха
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments