При СССР не было страшных 1990-х
В советские времена неиссякаемым жанром было сравнение с деспотичным царским режимом. Вот, дескать, при царе за корочку хлеба работали. А нынче в «нарпите» вас кормят на убой. Ну, примерно, как сегодня у путинских пропагандистов принято рассказывать о страшных 90-х.
Замечательная книжка «Как мы жили при царе и как живем теперь». Издана в 1934 году. Про счастье работников «Трехгорки», которые сбросили гнет буржуя Ивана Прохорова. И стали называться Трёхгорная мануфактура им. Ф. Э. Дзержинского. Читаем вместе:
«На рабочем поте и крови строил Прохоров свое благополучие. В то время как на «харчи» одного рабочего тратили в год 36 рублей, для удовлетворения обжорных потребностей одного своего семейства Прохоров выбрасывал 12 тысяч рублей. В то время как своих рабочих Прохоров кормил тухлыми щами, кислым хлебом и квасом, когда даже картошка выдавалась рабочему как праздничное блюдо, сам хозяин объедался балыками, икрой, заморскими фруктами и другими яствами. Большие барыши давала Прохорову и харчевая лавка. Так например, покупая гречневую крупу по 3 рубля 50 копеек пуд, он продавал ее рабочим по 4 рубля 75 копеек, то есть получал 35 процентов чистой прибыли. Систематическое обвешивание и обман покупателя - такова была обычная практика харчевой лавки. Только на одном обвешивании Прохоров получал ежегодно 6 тысяч рублей прибыли. Не случайно рабочие называли прохоровскую потребиловку «теребиловкой».
Октябрь 1917 года покончил с этим. Все то, что когда-то было привилегией только буржуазного стола, сейчас постепенно входит в обиход рабочего. Свиная отбивная, жареная курица, гусь с капустой, беф-строганов становятся обычными в меню столовой Трехгорки. За 68 копеек работница получает хороший общий обед из трех блюд, а если она желает попробовать порционные блюда, то к ее услугам тоже вполне доступное
Еще год назад работница должна была зимой ходить через двор в центральную столовую. Теперь к ее услугам своя цеховая столовая, тут же, на прядилке. Такие же столовые организованы и на ткацкой, и на ситцевой. Это дало снижение простудных заболеваний на 50 процентов и сократило время, которое рабочий терял на обед. Цех питания все время под парами. Утром, днем и поздней ночью кормит он рабочего. Не только утренняя и денная, но и ночная смена получает горячий обед. Давно канула в прошлое и знаменитая миска, из которой хлебали щи сразу шесть человек. Чистая тарелка, отдельная ложка, нож, вилка и стакан для питья стали обязательными спутниками каждого обеда. А после третьего блюда в жаркую пору рабочий тут же в столовой за сходную цену может съесть порцию мороженого, выпить стакан сельтерской.
Не только столовые удовлетворяют потребности Трехгорки в пище. В 13 цеховых буфетах рабочий может получить легкую закуску, бутерброд и чай. Диетическая столовая обслуживает 200 человек больных желудком, сберегает им десятки лет жизни. Прохоров больше всего заботился о том, чтобы насаждать в округе грязные чайные и пьяные шинки. Спаивание рабочих было одной из составных частей прохоровской политики. Кафе и ресторан существовали только для буржуазии. Теперь слово «кафе» тоже вошло в обиход трехгорцев, но и здесь содержание стало другим. «Кафе ударника» на Трехгорке конечно ничем не напоминает тех кабаков, в которых веселилась буржуазия.
«Кафе ударника» на Трехгорке дает возможность каждому ударнику перед работой или после смены отдохнуть в культурной обстановке. В кафе он может не только съесть горячее мясное блюдо или получить бутерброд с кофе, - там же к его услугам свежая литература и газеты.
С каждым годом улучшается снабжение рабочих Трехгорки. Они имеют сейчас два своих совхоза - «Мамоново» и «Уварово». В обоих совхозах площадью около 2 тысяч гектаров есть свои 6 тракторов, 135 лошадей, 71 корова, свиньи, 7 тысяч кроликоматок. 3 172 тонны овощей, в том числе более тысячи тонн картофеля, получила Трехгорка 1933 году от своей продовольственной базы.
Особо выделено снабжение ударников – передовиков, борьбы за план. В специальном магазине ударник Трехгорки в августе, кроме прочих продуктов, получил дополнительно 5 килограммов картофеля, 2 килограмма молочных изделий, килограмм рыбы, кусок мыла, банку консервов, полтора килограмма печенья, килограмм сельдей.
И наконец, если работница Трехгорки желает, ей доставляют продукты на дом. Ежедневно утром в домах, где живут трехгорцы, можно видеть посыльных с пакетами в руках - это они разносят продукты на дом.
О том, что ели раньше, тоже говорить не приходится. Щи да каша, каша да щи; тогда и слова «меню» не знали. Это теперь научились разбираться в свиных отбивных, беф-строганов, шницелях, супах по-португальски. А тогда даже лапша была роскошью - только по праздникам ее и варили, и за лапшой длиннющая очередь стояла. Пищу мазали при помощи лопатки льняным маслом. Из деревянного корытца ели сразу шесть человек. Хлеба давали в два раза меньше, чем сейчас. Иногда хлеборез от своей милости добавлял корочек. Беда, если заметят, что ты взял два хороших куска хлеба, - сейчас же на твой номер два обеда запишут. Двойной обед писали в том случае, когда из одной чашки не шесть человек, а только пятеро ели, надо было дожидаться полного комплекта и тогда уж приступать к еде.
Сейчас в буфетах продукты марлей закрываются, чтобы ни одна муха не села, а тогда чаны с квасом стояли открытые, мух и тараканов там хоть отбавляй; а бывало и похуже: мыши попадались. В таких случаях вспыхивали стихийные возмущения, рабочие шли к Прохорову с требованием сменить старосту, но полиция не дремала... Царские опричники были начеку и часто разгоняли такие шествия...»
* * *
В общем, дорогие россияне. По примеру своих сограждан из 1930-х годов радуйтесь тому, как власть заботится о вас. А вы, неблагодарные, не цените.