p_syutkin

Categories:

Что такое четверговая соль и при чем здесь православие

Четверговая черная соль стала таким символом современной почвенной публики. Это непременный атрибут воцерковленности. И вообще признак любви к «России, которую мы потеряли». Между тем, связь ее с православием весьма сомнительна. Разбираемся.

К сожалению, черная соль превратилась в современный околоправославный миф. По умолчанию принято считать, что готовить ее – это вот прямо выглядеть истинно русским человеком, верующим в бога, царя и отечество. Невежественный пропагандист Максим Сырников так и вовсе поучает наивных читателей: «Есть здесь, верно, какая-то связь с новозаветной историей про Тайную вечерю, Спасителя и Иудино предательство». Между тем, это конечно, свойственное, указанному персонажу обычное вранье. Портал gastronom.ru на днях с привлечением специалистов (в том числе священников) рассказал, что же это такое – четверговая соль. Рады, что и наши с Ольгой Сюткиной работы оказались полезными для этого:   

Что такое

Четверговой солью (четвережной) в народе называют соль, которая готовится исключительно на Страстной седмице (неделе перед Светлым воскресеньем), а именно в Чистый четверг. По сведениям из разных источников, её готовят в ночь на Четверг, в Четверг или даже начинают готовить в Четверг, а получают в Великую пятницу. По технологии приготовления – это чёрная соль, но наделённая особым смыслом.

Четверговая соль с точки зрения религии

Ерастов Виктор Сергеевич, руководитель Музея истории религий и национальностей Прикамья:

«В Молитвослове есть молитва на освящение соли – «Молитва над солию». Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемую на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах (в том числе, в «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова) нет указаний на необходимость приготовления в какой-то определённый день года или освящения её на Пасху.

С точки зрения православия, миф об освящении четверговой соли в церкви – опасен, поскольку не просто отвлекает от последовательности Страстной седмицы, но и вводит в искушение, что жертва Иисуса Христа не достаточна».

Протоиерей Димитрий Шушпанов:

«Так называемая, четверговая соль, является ни чем иным, как суеверием. Ни один святой Отец даже близко не упоминает о необходимости её приготовления и использования. А ведь именно согласие Отцов является в православии критерием истины. В Требнике есть молитва на освящение соли, но она не привязана именно к Чистому четвергу, и не содержит кулинарных подробностей её состава».

Иерей Константин Мальцев:

«Четверговая соль вообще никакого отношения к Чистому четвергу не имеет и к православию никак не относится. Это народные предрассудки. При храмах не готовят и не раздают «четверговую соль», потому что она никакой духовной значимости не несёт. Чёрную соль можно освятить, как и другие продукты пасхального стола, но не более того».

Соль и религия

Соль упоминается в Ветхом Завете. Пророк Елисей применил её для очищения от горечи водного источника в городе Иерихон. Он помолился Богу и бросил в воду соль. Вода после этого стала сладкой. Эти события и упоминаются в «Молитве над солию».

В Новом Завете соль используется не для описания продукта, а наделяется особым духовным значением. Спаситель использует это слово, когда говорит о своих последователях – праведниках: «Вы – соль земли. Если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 13). Праведники несут истину Христову по всему миру. Она очищает бессмертные души от грехов, тьмы и заблуждения: «Вы – свет мира» (там же, стих 14).

О четверговой соли говорится в Сборнике постановлений церковного собора XVI века «Стоглав». Там приготовление четверговой соли строго осуждается: «И соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».

Четверговая соль, традиции и народные верования

Этнографы считают, что соль сжигали и использовали получившийся продукт как оберег ещё в дохристианские времена. В сознании человека соль была всегда связана с хлебом, а при сжигании к силе этой пары добавлялась магия огня.

Уже после принятия христианства Чистый четверг, как писал Сергей Васильевич Максимов, русский этнограф-беллетрист, стал для людей «не просто днём Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности». Многие предметы – самые обычные и рядовые – в Четверг наделялись особой, лечебной силой. В некоторых местностях так верили в силу четверговой соли, что её достаточно было в ночь на Четверг вынести на улицу под звёздное небо. В Калужской губернии на ночь выносили под звёзды вместе с солью ещё золу и воду, чтобы они стали «целебными». Иногда же лечебные свойства приписывались четверговой соли, которая лежала на столе рядом с хлебом в ночь накануне Страстного четверга. В Забайкалье чудодейственными свойствами наделялась соль, простоявшая в бочонке всю ночь на Чистый четверг на одном из столбов забора.

Исследователи народных обычаев и поверий сообщают, что четверговую соль использовали как средство от всех недугов целый год, часто храня её за божницей (иконой в красной углу избы). Четверговую соль также хранили в ладанке (маленьком мешочке с ладаном) на груди и брали с собой, когда отправлялись в долгое путешествие. В Сибири четверговую соль добавляли в зерно перед посевом, а соляным раствором поливали огород при посадке капусты, лука и огурцов.

Интересовались четверговой солью, как обрядовым продуктом, и в Советском Союзе. Николай Иванович Ковалёв, один из основателей ленинградской школы технологии общественного питания, исследователь истории русской кухни, тоже изучал этот вопрос. По его мнению, раньше четверговую соль готовили как лекарственное средство. Об этом говорится в книге Ольги и Павла Сюткиных «Русская и советская кухня в лицах» в главе о советском учёном: «На Пасху же в деревнях варили, красили яйца целыми корзинами, а потом в течение пары дней съедали их. Это сейчас можно таблетки выпить при тяжести в желудке, а тогда таким народным лекарственным средством была чёрная соль. Этаким старинным аналогом нынешнего активированного угля».

В особую благотворную силу четверговой соли верили не только раньше, но продолжают верить и сейчас. Интернет полон рекомендациями, как использовать четверговую соль, чтобы она спасла от бед и принесла удачу: «Если вы хотите избавиться от чего-то, четверговую соль перемешивают против часовой стрелки и даже рассекают ножом, в дни убывающей луны» или «Если вам нужно что-то приумножить, перемешивайте четверговую соль в дни растущей луны по часовой стрелке».

Несомненно, польза в «четверговой» соли есть, но это польза чёрной соли, которой она и является.

Чёрная соль

Что такое

Чёрная соль – обычно пищевая каменная соль, прошедшая термообработку в печи с добавлением натуральных ингредиентов. Отличительный признак – специфический яичный запах и более мягкий солёный вкус.

Соль при термообработке меняет свой химический состав и физические характеристики. Чёрная соль становится более рыхлой и устойчивой к влажности.

Русская история чёрной соли

Чёрная соль – традиционный Костромской продукт. Именно здесь, возможно, с XIV в. существовал странный, на первый взгляд, обычай готовить чёрную (жжёную) соль. Многие исследователи указывают, что жители Костромской области не приписывали чёрной соли чудодейственные свойства, а её ели исключительно «по вкусу» и ради вкуса.

Татьяна Михайловна Яковлева, исследователь приготовления чёрной костромской соли предполагает, что в XIII-XIV вв. чёрная соль была вполне распространённым продуктом. Её готовили и в Сибири, и на Украине, и на Кавказе, но со временем традиция была утрачена и забыта. А вот на Костромской земле она сохранилась. Почему? Причина – соляные промыслы, которыми была богата эта территория. Для выпаривания поваренной соли требовалась полная герметизация всего оборудования, особенно поддонов с соляным раствором. Швы замазывали тестом из ржаной муки. Возможно, по окончании работ «продукты сгорания, которые соскабливались в процессе чистки со стенок црена (противня) и из щелей, не выбрасывались, а дробились и шли в пищу, – ведь соль была очень дорогим продуктом».

У каждой костромской семьи был свой рецепт чёрной соли. Крупную каменную соль могли смешивать с яйцами, мукой, квасным суслом, ржаным хлебом, капустными листьями или квашеной капустой. Вымешанную массу упаковывали в холстину и запекали в русской печи. В печи масса нагревалась и превращалась в твёрдый чёрный ком. В нём кроме соли почти ничего не оставалось, поскольку все добавки сгорали, отдавая соли свой вкус. Чёрный ком разбивали на небольшие куски, перемалывали и просеивали.

ВАЖНО: при покупке чёрной костромской соли обращайте внимание на состав. В нём на первом месте должна быть пищевая каменная соль, а потом несколько натуральных ингредиентов, например, мука ржаная обдирная, листья белокочанной капусты, квасная гуща. И, конечно, основной признак качества чёрной соли – яичный запах и более мягкий вкус (солоноватая, а не солёная). Это подделать сложно. 

Как приготовить чёрную соль

Есть много рецептов приготовления чёрной соли, но почти во всех фигурирует пищевая каменная соль, хлеб в самых разных вариациях (от муки и до выпеченных буханок), натуральная ткань, русская печь и берёзовый дрова.

Первый рецепт, «бабушкин». Соль грубого помола смешать в равных пропорциях с ржаной мукой в соотношении 1:1. Немного подмочить и вымешать до однородности. Смесь завернуть в льняную ткань и убрать в печь вместе с дровами. Узелок с солью должен быть ими обложен со всех сторон. Поджечь дрова и, закрыв заслонку, запекать, пока дрова полностью не прогорят и не превратятся в угли.

Второй рецепт, старинный. Крупную соль смочить водой, вымешать. Добавить сухие хлебные крошки (панировочные сухари). Подготовленную массу положить на влажную ткань, плотно завернуть и вложить в берёзовый лапоть. Закопать лапоть в угли и на остаточном жаре запекать 4 ч.

Третий рецепт, с геркулесом. Смешать геркулес с водой, перемешать. Добавить соль в соотношении 1:1, по отношению к геркулесовой смеси. Сбрызнуть водой и вымешать до образования массы, схожей с морским песком. Переложить на холст прямоугольной горкой. Плотно завернуть в холстину, обернуть натуральной бечёвкой и оставить на пару часов. Бечёвку снять, холст развернуть. Получившуюся заготовку положить на край ткани, накрыть свободной стороной и несколько раз прокатать, образуя толстый жгут. Снова упаковать в холст, обвязать плотно бечёвкой. Свёрток закопать в горячие угли и на остаточном жару, при закрытой заслонке, запекать до утра. Аккуратно достать твёрдый чёрный ком, молотком разбить на более мелкие куски и истолочь.

Четвёртый рецепт, с буханкой хлеба. Буханку ржаного или бородинского хлеба («кирпичик») разрезать пополам. Выбрать мякиш, его место заполнить солью, а сверху «запечатать» мякишем. Плотно упаковать половинку хлеба в холст, обвязать бечёвкой и убрать в печку с углями. Запекать на остаточном жару, 8 ч.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded