
«Метрополь» в 1970-х годах был странным заведением. С одной стороны, - ресторан без категории. Это в то время, как, скажем, соответствующие заведения в гостиницах – «Астории», «Европейской» - имели категорию высшую. Но при этом, в «Метрополе» питалась вся ленинградская элита, а его поваров приглашали на правительственные и партийные банкеты. Григорий Романов, член Политбюро ЦК КПСС и руководитель областной парторганизации, - был главным заказчиком этих торжеств.

А.Бабиков, шеф-повар ленинградского ресторана "Метрополь" (конец 1970-х)
- Романов был нормальный человек, - рассказывает нам Рашид Бабиков, - У него не было претензий никогда к поварам. Его все устраивало. Часто он говорил нам, что еда наша - великолепная. Нередко мы кормили его на приемах. А так-то у него была, конечно, своя кухня.
Сотрудники ресторана «Метрополь» регулярно обслуживали государственные приемы в резиденциях на Каменном острове. Мы их называли «выезд». За каждый из них платилось 25 рублей. Плюс зарплаты у нас были неплохие. Я вот пришел из техникума – молодой мальчишка 19 лет – у меня зарплата была 250 рублей. Меня отец сразу включил в эту «выездную» группу – с 1981 года.
- А кого из «великих» удалось покормить?
- Я кормил Ельцина. Короля Испании Хуана Карлоса. Президента Конго Дени Сассу-Нгессо.
- Говорят африканские руководители в то время чего только не ели. Так, большой друг СССР и нашего усопшего союзника Каддафи, император Бокасса своих соратников в пищу не раз употреблял...

- Да, такие разговоры были. Конголезца разместили в резиденции К-2. Мы тоже приехали туда. Там такая кухня была, метров 15 площадью. Только мы разложили инструмент, приготовились к работе, - приходят две негритянки. Типа его повара.
А получилось как? Они едят свою пищу и только потом – приготовленное нами. С ними ходил еще такой представительный негр в костюме. Я все думал это их метрдотель. Он пробовал все блюда, везде ложкой лазил. Оказалось потом, - «смертник». Не дай бог, что отравлено будет, так до лидера нации не дойдет. Но это потом нам сказали.
А пока эти две негритянки приходят – чумазые и босиком. Представляете? У меня отец как это увидел, так сразу вызвал КГБшников. Они уже принесли им потом белые халаты, тапочки. Прибежала врачиха и расчертила кухню мелом. Вот, мол, здесь можете работать со своей едой, а в общую зону – ни-ни!
- Это как в «Вие» - круг мелом очертила?
- Ну, да. Мы ей говорим: «А нам-то как? Там «за чертой» холодильник остался – нам к нему тоже надо». Негритянки же посмеиваются и по-своему что-то лопочут. Ножей у них не было. С собой они принесли два огромных железных ящика. В них миски и порубленная еда. Ее им, видимо, откуда-то отдельно доставляли.
Плюс африканские гости привезли с собой обезьяну. Уже частично разделанную, без шкуры. Газель, антилопа была у них – вырезка, ноги. И какой-то корень, помню, варили. Цвет от него в кастрюле получался ярко-зеленый. Это было исключительно для президента – любимое блюдо. Я даже попробовал украдкой – горечь, пить невозможно.

Слава богу, накормили всех без происшествий. Хотя, если бы они там свое мясо разделывать стали… Перемешалось бы все. Поди уследи, куда эту обезьяну засунут.
В общем, делегация уехала. Но пара неожиданностей выявилась. Во-первых, пропали фарфоровые вазы из номеров. Но это ладно. Дело наживное – спишут. Не из Эрмитажа, надеюсь, были. А вот второй сюрприз был сложнее.

Ольга Сюткина и Рашид Бабиков
Когда конголезская делегация покинула резиденцию, после нее остались гусеницы, тараканы. Вся эта живность вылезла из оставленных ящиков и расползлась по всей гостинице. К-2, в результате, закрыли на 3 месяца на санитарную обработку.
Немного смешной и наивный рассказ бывшего повара оставляет впечатление чего-то давно ушедшего. Думаете, это советское прошлое? Как бы не так. Этот любитель обезьян до сих пор у нас в лучших друзьях. Действительно, зачем нам злобные европейцы и коварные американцы? – Старый друг – лучше новых двух!
