Выжить на масленицу
Пьяные и трезвые, пешие и конные, стреляют, кричат поют. Город как бы в мятеже, везде пальба. Скачут по улицам, стреляют из пистолетов. На крыльцах домов, на улицах, везде толпы народа, везде блины и вино. Провожают масленицу и прощеный день.

На Дону все было раньше без меры – гулять так гулять. Вот и казачья масленица пример тому. Изданная в 1834 году «История войска донского» Владимира Броневского не оставляет в этом сомнений:
«В прощеный день, в воскресенье, во всяком знатном доме посреди залы ставится стол с закусками: блины всю неделю играют первую роль. Каждый посетитель по крайней мере должен отведать их, чтобы тем сделать честь хозяйке. В прощеный день и в другие праздники в некоторых домах наблюдается этикет, нимало не сходствующий с простотою нравов и радушным гостеприимством вообще всеми наблюдаемым.

Хозяйка с дочерью, принарядившись, садится за стол и принимает посетителей по чинам их или по богатству. При входе одних не трогается с места, другим небрежно кивает головою. Иных сажает на креслах по правую руку от себя, иных по левую. Другим же показывает стул подальше от себя. Наконец, знатных встречает у дверей, вместе с мужем вводит их в комнату под руки.
Старики делают посещения не из светского приличия, ибо просить прощения в винах и грехах своих почитается здесь, как и во всей России, долгом христианским. Молодые ездят прощаться по иному побуждению: сорвать поцелуй, что по обычаю допускается. Люди звания низшего, торговцы и офицеры, не принадлежащие к именитым родам дворянства, приносят в дар большой пряник или что-либо из сластей.

В последний день масляницы по всем улицам из дома в дом бегают, суетятся, пьяные и трезвые, пешие и конные, стреляют, кричат и поют. Дети увеличивают шум и суету, они скачут по улицам, стреляют из пистолетов, другие из маленьких пушечек. А за неимением их из просверленных костей из подворот стреляют в проходящих. Город как бы в мятеже, но жители с миром и любовью провожают масляницу и прощеный день.
А в понедельник Великого поста, с крестом и земным поклоном принимаются за грибки и капусту. От винца не отказываются. Им, как говорят, промывают рот».