p_syutkin

Categories:

Тайны забытых побед: красная икра от... окуня

Часто можно слышать, что блины с красной икрой – наше традиционное историческое блюдо на масленицу. Но нет ли здесь противоречия? Ведь красная икра – это от лососевых, из Сибири и Дальнего Востока. Где они, и где Русь XVI века? Оказывается, не все так просто.

- Тут нужно иметь в виду, что под термином «красная икра» раньше в России имелась в виду не только икра дальневосточных лососевых (которая появилась сравнительно поздно), но и более простые варианты: икра сиговых, судака, окуней и даже корюшки. В этом смысле она была, конечно, знакома нам издавна. И самое главное оказывалась вполне демократичным блюдом по сравнению с черной икрой стерляди, осетра или белуги. Увы, глубоко патриотичные рассказы о том, как русские крестьяне объедались стерляжьей икрой и смазывали ею тележные оси в страду, остаются сказочным фольклором. В жизни же щучья или окуневая икра была пределом мечтаний на праздник для огромной части населения России.

Это фрагмент из нашего с Ольгой Сюткиной интервью порталу Правмир. Кстати, это на мой взгляд, единственный вменяемый православный сайт на сегодня. Без кликушества и пропаганды. Полностью же наше с Ольгой Сюткиной интервью для Правмира можно прочитать на их сайте: 

Масленица с пирогами и хворостом

Блины — это, конечно же, не изобретение русской кухни. Их вполне себе пекли и в Древнем Египте, Греции и Риме. Вообще, идея налить жидкое тесто на раскаленный камень и запечь его явно имеет возраст в несколько тысяч лет. Другое дело, что в России они получили широкое распространение и народную популярность.

"За жепу хватаетъ, блиновъ печь мешаетъ" — Неизвестный художник  Блинщица, 1820-30-е гг
"За жепу хватаетъ, блиновъ печь мешаетъ" — Неизвестный художник Блинщица, 1820-30-е гг

Блины на Руси существовали давно, задолго до прихода христианства. Но даже после Крещения именно как масличное угощение они использовались далеко не всегда. Скажем больше: нет никаких письменных указаний на это до XVI века. То есть была и «сырная неделя», были и блины. 

«Блины не составляли принадлежности Масленицы, как теперь. Символом Масленицы были пироги с сыром и хворосты — вытянутое тесто с маслом», — говорит о нашем быте XVI-XVII веков известный русский историк Николай Костомаров. 

Так что и известный всем «Домострой» (1550-е годы), и чуть менее популярная «Роспись царским кушаньям» (1610–1613 годы) — все это обходилось без «блинных» ассоциаций на Масленицу.

Не следует считать, что блинная традиция на Масленицу существовала на Руси повсеместно. Вот, к примеру, как описывает современник праздничные блюда крестьян Ярославской губернии в 1849 году: «На сырной неделе хозяйки во всех домах с утра затопляют печи и начинают стряпню: варят и жарят рыбу в плошках и на сковородах, делают пироги, приготовляют для пряженцов тесто, и когда придет время, пряжат их в масле или пустые, или с яйцами, или с ягодами и рыбою». 

А известный русский кулинар XIX века Екатерина Авдеева также говорит больше о пряженцах (жареных в масле пирожках) и хворосте на Масленицу в Сибири.

Грузди к блинам
Грузди к блинам

Блины — это всегда праздник?

У множества народов наступление весны издавна сопровождалось торжествами, угощением. С приходом христианства блинная традиция была перенесена на празднование Масленицы, карнавала, «жирного вторника» во многих странах Европы. Очевидно, что эта же логика действовала и на Руси. 

Можно много спорить, с чем отождествляли блины наши предки. По большей части, все эти сегодняшние предположения трудно доказуемы историческими источниками. 

Но постепенно наряду с праздником блины переходят в повседневный рацион. И напечь блинов к ужину в XIX веке становится вполне обычным даже для не очень обеспеченных семей. 

Но блины, конечно, это не только еда. Но и утраченный быт, обычаи. Вот, к примеру, что рассказывает тот же Николай Костомаров: «Дворяне же хоть и описывали свой голод, а при каждой новой челобитной все-таки должны были являться с пирогами да оладьями к приказному люду, чтобы, по крайней мере, не смотрели на них волками».

Как праздновали Масленицу Пушкин и Петр I

Блины — это часть нашей истории. Кого из великих ни возьми, каждый их уважал. Петр I на Масленицу 1722 года даже ел их посреди народа на площади у Красных ворот в Москве. Под открытым небом царь выпил анисовки и сел за блины с офицерами гвардии. 

«Они хранили в жизни мирной привычки милой старины: у них на Масленице жирной водились русские блины», — эти пушкинские строки явно выдают неравнодушие поэта к этому блюду. Пушкин, согласно некоторым воспоминаниям, очень любил особые блины — свекольные, сделанные с добавлением в тесто свекольного сока.

Русские блины — гречневые, пшеничные да с припеком

Блины в России — очень региональное блюдо. То есть в каждой исторической области блинная традиция — своя. Гречневые блины — в Центральной России, на Северо-Западе (Санкт-Петербург, Новгород, Псков) — пшеничные со снетками, в Сибири — тонкие «прозрачные» блинчики. 

А еще — блины с припеком. В середине XIX века русский кулинар Екатерина Авдеева так пишет о них: «Припечень сверху обсыпают яйцами или намазывают свежим творогом, в пост обсыпают луком, жареным в масле, или снетками».

Старинная котлома (реконструкция авторов)
Старинная котлома (реконструкция авторов)

Один из древнейших видов русских блинов — котлома. Название явно пришло из тюркского языка. «Роспись царским кушаньям» (1610–1613) отмечает: «На блюдо котломы 5 лопаток муки крупитчатой, четверть гривенки патоки [жидкого меда], 25 яиц, 10 гривенок масла коровьего».

И конечно, не надо забывать, что блины — это не какой-то замерший в веках памятник старинной кухни. Жизнь шла вперед, и блины не отставали. А, наоборот, впитывали традиции изящной современной (каждому веку) кухни. 

К примеру, Иван Навроцкий в своей «Новой полной поваренной книге» (1788) уже дополняет старинный рецепт ромом: «Можно тесто для оладий, когда очень густо, маленько сладким ромом поразвесть, а если жидок, то прибавить тертого белого хлеба, и так по целой сковороде одну за другою пряжить [жарить]».

Символ нашей изящной кулинарии — Игнатий Радецкий, издавший в 1862 году знаменитую книгу «Санкт-Петербургская кухня», говорит о блинах рисовых с пармезаном. «Налить тесто как можно тоньше, посыпать тертым пармезаном и поставить в печку перед пламенем». «Когда блины будут готовы, смазать их маслом, посыпать вторично пармезаном и сложить блин на блин (в середину сыром), поставить в печку, чтобы блины слепились».

3 рецепта блинов от Ольги Сюткиной

Блины вроде бы простое блюдо. Но в этой простоте заложено много секретов. Это и консистенция теста — оно должно быть чем-то средним по плотности между кефиром и жидкой сметаной. И степень нагрева сковороды — капельки воды, брошенные на нее, должны немедленно вскипать и скатываться. 

Важно и не переборщить со смазыванием. Из-за излишнего количества масла тесто будет «сползать» при наливе, а не прихватываться мгновенно. 

Толстые блины выпекать под крышкой (вспомните: блины «пекутся» в печи, прогреваясь одновременно снизу и сверху). При этом сковороду следует разогревать вместе с крышкой. На холодной крышке образуется конденсат. 

Блины на кефире 

На 10–12 блинов: 1 литр кефира (или простокваши), 500 граммов муки, 3 яйца, 3 ст. л. сахара, 1/2 ч. л. соли, 1/3 ч. л. лимонной кислоты, 1 ч. л. соды, сливочное масло для смазывания блинов, жир для смазывания сковороды (растительное масло или кусочек свиного сала).

В кастрюле разогреть кефир (простоквашу) с сахаром, солью и лимонной кислотой примерно до 40 градусов. Размешать до растворения сахара. 

Лимонную кислоту нужно добавлять обязательно. Сода в таком случае вся полностью реагирует с кислотой и блины гораздо вкуснее и пышнее.

Яйца слегка взбить.

В посуду, в которой вы будете замешивать блины, высыпать всю муку. Влить половину кефира и тщательно перемешать. Добавить яйца.

Добавлять понемногу оставшийся кефир. Тесто должно быть консистенции жидкой сметаны 10% жирности. Слишком жидкие не будут пышными, а толстые будут больше походить на оладьи. 

Тщательно перемешать и всыпать соду.

Аккуратно размешать тесто. Дать постоять 10 минут. 

Выпекать блины на разогретой сковороде.

Готовый блин смазать маслом с двух сторон.

Блинчики кокосовые 

350 мл сливок 20% (жидкие, не для крема), 140–150 граммов пшеничной муки, 2 ст. л. сахара, 3 яйца, щепотка соли — обязательно, 4 ст. л. кокосовой стружки, сливочное масло для смазывания блинчиков.

Слегка взбить яйца с сахаром.

Муку смешать с кокосовой стружкой и солью.

Постепенно влить сливки, размешать, чтобы не было комков. Сильно взбивать тесто не нужно! Иначе блинчики будут «резиновые».

Добавить яйца, перемешать и оставить на 15–20 минут.

Выпекать как обычные блинчики. Перед первым блином сковородку смазать кусочком сала.

Гречневые блины

1 ст. гречневой муки, 1 ст. пшеничной муки, 4 стакана молока, 18 граммов свежих дрожжей, 3 яйца, 0,5 ч. ложки соли, 4 ч. ложки сахара, сливочное масло для смазывания блинов.

Вскипятить 2 стакана молока. 

Гречневую муку размешать с половиной стакана холодной воды, а затем залить горячим молоком.

Размешать венчиком, чтобы не было комков. Остудить до комнатной температуры. 

Дрожжи развести в ¼ стакана теплого молока и добавить к гречневой муке. Еще раз тщательно размешать, накрыть и оставить на 2 часа. 

Взбить яйца с солью и сахаром. 

В подошедшую гречневую муку добавить пшеничную муку, оставшееся молоко. Перемешать и добавить взбитые яйца. Перемешать и поставить на 2 часа для подъема. 

Выпекать на разогретой сковороде с двух сторон. 

Щедро смазывать маслом.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded