
А уже в июне 1919 года в Москве проходит Первый Всероссийский съезд союзов рабочих и служащих трактирного промысла. Всячески поддержанный властями, он выдвинул целый ряд фигур, ставших впоследствии руководителями советского общественного питания. А уже в 1923 году Наркомпрод, ВЦСПС, Центросоюз совместно руководством московского и питерского Советов принимают решение о создании Нарпита – паевого товарищества по организации и развитию сети предприятий общественного питания. В начале 1924 года Нарпит объединял больше 200 столовых.

Вот и пригодились в те годы все знания и навыки того, что можно съесть, если ничего нет. Мясо кролика – это еще деликатес. А как вам, например, дельфиновый балык и грудинка? Это уже не говоря о полу-технических жирах, деликатно именуемых тогда маргарин. При этом не надо забывать, что именно в общественных, заводских столовых тогда и можно было более или менее плотно поесть. Ведь даже в 1931 году, скажем, в Ленинграде для рабочих 3 категории (не крупных индустриальных объектов) существует месячная норма выдачи мяса – 1 килограмм.


Первым председателем Нарпита (с 1923 по 1929 год) стал Артемий Багратович Халатов (1894–начала 1918 года он занимал пост комиссара московского областного продкомитета, затем – члена коллегии Наркомата по продовольствию, начальника главного управления по снабжению Красной Армии. В последующем – член коллегии Наркомата путей сообщения, Наркомпроса, ректор Московского института народного хозяйства. В 1935–годы – председатель Центрального совета Всесоюзного общества изобретателей. В 1937 году исключен из ВКП(б) и арестован. Расстрелян 26 сентября 1937 года в Москве. Посмертно реабилитирован.

А так-то, плакаты и лозунги были яркие и художественные. Прямо, как паровоз на открытии Олимпиады. Главное, ведь помнить только о хорошем, правда?
