p_syutkin

Categories:

Салфетка как украшение стола

Даже самый изысканный стол с изящными и дорогими блюдами могут испортить… простые салфетки. Средневековая знать еще много веков назад поняла это, заставляя слуг часами украшать столы всякими «несъедобными» элементами. Но лишь в XVII веке салфетка стала настоящим искусством.

Изданный в 1629 году «Трактат о складывании» (Trattato delle piegature) Маттиа Гигера (Mattia Giegher) предлагал элегантное решение для украшения богатого стола. Это сегодня салфетки решают утилитарную задачу – прикрыть колени или уберечь рубашку от брызг. Творения Гигера никогда не предназначались для промокания. Это были накрахмаленные предметы искусства.

XV век в Италии проходит под знаком эпохи гуманизма. Это расцвет ремесел и искусств. Великий Леонардо пишет не только картины, но и создает (путь часто лишь на бумаге) диковинные машины и приспособления. Кулинария становится публичным ремеслом благодаря изданию поварских книг. Да-да, все это происходит в том числе благодаря тому, что тысячи ремесленников просто взяли перо и бумагу и постарались записать все, что знали и помнили. Придет XVII век, и эти практические руководства благодаря распространению письменности и науки станут достоянием сотен тысяч людей. Вот и работы Гигера по, казалось бы, далекому от жизни искусству складыванию салфеток, стали свидетельством растущего интереса к знаниям, некогда востребованным исключительно в аристократических домах.

Урожденный Матиас Йегер, он появился на свет примерно в 1589 году в Моосбурге (Бавария). В молодости переехал в Венецианскую республику, чтобы изучать поварское искусство. Вскоре он изменил на местный манер свое имя и использовал профессиональный эпитет: «резчик немецкой нации в Падуе». Гигер в совершенстве освоил искусство разделки туш животных. И вскоре, после обучения технике рисования, решил положить на бумагу свои знания. Первым вышел его трактат о разделке мяса. А потом он увлекся украшением стола. 

На изображениях из его книги «Trattato delle piegature» мы видим пару бестелесных рук, которые работают над формой «елочки», - складки, которая дала название его животным из салфетки («animali di spinapesce»). Из первоначального сгиба быстро следует готовое творение: фазаны, крылатый лев святого Марка и «мертвая собака» ( un cane «Ma con la coda di pesce»). Как и сами существа, эти складчатые художества Гигера кажутся просто фантастическими и невозможными.

Первый трактат о складывании салфеток Гигера стал важным примером более широкой традиции trionfi da tavola (торжество стола) - таинственных существ и архитектурных абстракций, созданных из салфеток, стекла, дерева или воска. На пике своей популярности это увлечение приведет к появлению в первой половине XIX века рисунков великого кулинара Мари-Антуана Карема. Его «настольная архитектура» надолго станет гастрономической классикой. 

Как могли выглядеть работы Гигера "вживую"? Современный испанский автор Joan Sallas демонстрирует это в своих реконструкциях
Как могли выглядеть работы Гигера "вживую"? Современный испанский автор Joan Sallas демонстрирует это в своих реконструкциях

Тогда же, в XVII веке, для овладения этим искусством нужным были не только навыки относительно свойств бумаги, но и познания в живописи, ботанике, мифологии и геральдике. И тайная наука молчаливых слуг в средневековых замках стала достоянием общества. А сами они заговорили с красноречием, который раньше никогда не позволял им их общественный статус.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded