p_syutkin

Categories:

Как скопцы Сибирь обустраивали

Не только героизмом первопроходцев прирастала Российская империя. За ними шли обычные трудяги – крестьяне, учителя, ремесленники, - благодаря которым эти края и становились по-настоящему частью страны. И вот об этих страницах нам известно гораздо меньше.

Одним из важнейших последствий вхождения Якутии в состав России явилось возникновение и распространение земледелия. Вопрос о внедрении земледелия на северо-востоке Азии с самого начала выполнял правительственную задачу. Тысячи служилых, осваивавших новые земли и оседавших на них требовалось снабжать хлебом. 

Перевозки из европейской части России шли с большими трудностями и были затратными. Проблема разрешалась заведениями пашен на самих восточных землях. Для этого необходимо было заселить новые места крестьянами. Крестьяне переселялись в Сибирь принудительно и добровольно. Перевод крестьян по указу не дал результатов. Основными создателями сибирской пашни явились добровольные переселенцы. 

Здесь и далее фото из Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского
Здесь и далее фото из Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского

В результате с середины XVII в. возникают маленькие поселения первых хлеборобов. Импульс для развития земледелия дала организация в 1740-х гг. почтового Иркутско-Якутского тракта, как продолжения Главного Сибирского, соединявшего Петербург с побережьем Тихого океана, каждая почтовая станция постепенно превращалась в русскую деревню. И поселенцы, наряду с содержанием почты, стали заниматься возделыванием зерновых, выращиванием картофеля, капусты, моркови, редьки, гороха и т.д. 

Во второй половине ХIХ в. Якутская область становится местом ссылки скопцов, старообрядцев и духоборов, сильно продвинувших вперед развитие хлебопашества и огородничества, что повлекло к распространению земледельческой культуры и среди народов Якутии. К началу ХХ в. якуты в основной массе стали хлеборобами. Русские крестьяне, создав якутский земледельческий регион, который раньше было принято считать местом, где не только невозможна никакая земледельческая культура, но и где просто само обитание человека является подвигом.

Скопцы как религиозная секта появились в России в 60-е годы XVIII в. Основная идея их вероучения - спасение человечества через оскопление. Основатель секты Кондратий Селиванов (погиб в Суздальском монастыре в 1832г.) был для скопцов живым богом, а написанное им почиталось, наравне со Священным Писанием. 

Законодательное преследование скопцов началось при Екатерине 11 и продолжалось до 1905 г. До середины ХIХ в. скопцов отдавали в солдаты или ссылали в Закавказье, Прибалтику и отдалённые места Западной Сибири. С 1860 г. Якутия стала единственным местом для водворения сектантов скопческого вероучения. Прибывшие сектанты расселялись в Мархинском. Кильдемском. Новониколаевском, Петропавловском, Хатын-Аринском, Троицком, Болоryрском селениях - Якутского округа и в Антоновском селении Вилюйского округа. В Олёкминском округе были основаны 4 скопческих селения: Спасское в версте от Олёкминска, Троицкое в устье реки Олёкмы, Усть-Чаринское в устье реки Чары и Иллюнское в 210 верстах от Олёкминска. 

На местах поселения устанавливался жёсткий полицейский надзор. Хлебопашество стало единственной отраслью хозяйственной деятельности, в которую скопцы могли безбоязненно вкладывать свои средства. Благодаря трудолюбию, они собирали урожай, в 6-7 раз превышающий посеянный. Скопцы внесли вклад и в развитие ремёсел и «сфер услуг». Среди них были люди разных специальностей. Якутское население обращалось к ним за помощью в починке разных вещей и возведении зданий. Бедняки находили у них заработок. Русские крестьяне отмечали их живое участие в хозяйственных делах соседей, помощь в неурожайные годы. 

В 1905 г. по царскому манифесту от 11 августа 1904 г. скопцы получили право свободно выбирать место жительство, начался их массовый отъезд на родину, некоторые эмигрировали за границу. В Якутии остались единицы. Поселения их не опустели, их заселили местные жители.

Ерофей Петрович Ересько
Ерофей Петрович Ересько

Благодаря счастливому случаю память об этой странице нашей истории сохранилась очень неплохо. Ерофей Петрович Ересько - скопец, фотограф. Ребёнком вместе с родителями доставлен в Якутскую область. Местом жительства определено с.Спасское Олёкминского округа. Оставил после себя уникальную коллекцию стеклянных негативов - 2000 штук, которые хранятся в Олёкминском музее. Это ценный исторический материал, отражающий жизнь и быт местных жителей конца ХIХ - начала ХХ вв. 

Запечатлены все общественно значимые события того времени: приезд различных высокопоставленных лиц, все виды сельскохозяйственных работ, прибытие торговых судов в Олёкминск, ярмарки, ямщицкие станции и многое другое. У него имелось несколько фотоаппаратов, в том числе фирмы «Кодак», выписанных из Германии. Объективы для них он получал из Парижа и Санкт-Петербурга.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded