
Впервые за много лет проведения этого культурного форума у него была гастрономическая часть. И десант русских поваров, кулинаров и писателей – не подвел! Максим Сырников, Ольга Сюткина, Николай Сарычев и Елена Кознова показали им нашу кухню во всей красе.
Уже в первый день банкет на 300 человек, приготовленный Николаем и Леной, задал высокую планку. Вот Н.Сарычев варит куриную печенку на паштет:

В воскресенье – выступление Максима Сырникова. Шанежки с черничной поливой и русские кисели стали, наверное, открытием для многих посетителей.


Ольга Сюткина готовила наши традиционные гречневые блины (что получилось, видно на первой фотографии вверху). Разошлись на ура, долго задавали вопросы.

А потом состоялся круглый стол, где наши кулинары попытались рассказать о том, чем же является русская кухня сегодня? Куда она движется? И правда ли, что ее будущее – в прошлом?

Попробуем и мы поговорить об этом. А в качестве иллюстраций - картинки с фестиваля Russenko. Ведь помимо кулинарной у него было много и других площадок.
Действительно, почему, скажем, японская и мексиканская кухни покорили весь мир, присутствуют в ресторанах в каждом более или менее уважающем себя городе? Да потому что они, с одной стороны, технологически достаточно просты, а с другой, – выразительны и носят уникальный, ни с чем не сравнимый характер.
Но ведь никогда и нигде популярность среди публики, питающейся в заведениях «быстрого питания», не была критерием качества кулинарии. В противном случае настоящими столицами международной кухни стали бы не Париж и Лондон, а Стамбул и Бейрут. Настоящая кухня не гонится за дешевой популярностью.

Воссоздание старинной кухни – непростая задача. Невозможно в одну и ту же реку войти дважды. Никому же сейчас не приходит в голову «возродить» медвежьи боярские шапки, петровские кафтаны или поэтический язык Тредиаковского. Так и с кухней: те жирные кулебяки из тяжелого теста, те супы, в которых плавает кусок сала, хороши были для средневекового вкуса. За сотни лет изменились вкусы, поменялось понимание вкусной и здоровой пищи. И сегодня для сохранения культурной традиции нужно другое - необходимо «перепрочесть», «перепридумать» старинные русские блюда, приготовить их так, чтобы они соответствовали современному ритму и качеству жизни.



Вот также и с русской кухней. Видимо, пора уже вместо упорного отстаивания ее исторической идентичности, перейти к новому, более глубокому пониманию. Осознанию того, что единая русская кухня – это тоже отчасти искусственная конструкция, порожденная стремлением к централизации всего и вся, сложившейся еще со времен создания Российской империи и продлившейся до распада Советского Союза.

Но, вместе с тем, это и уникальное явление, сочетающее в себе множество локальных брэндов, гастрономических и кулинарных продуктов, распространенных не повсеместно, а лишь в тех местах, где они исторически возникли. Смоленский окорок и коломенская пастила, московские сайки и тульские пряники, хоперские жареные караси и суздальские соленые огурчики, - вот он непередаваемый облик настоящей русской кухни. Вот – самый перспективный путь ее возрождения, основанный на поддержке инициативы людей, поощрении местных производств, создании уникального культурного пространства русских исторических городов, названий и привычек. Мы убеждены, что именно на этом пути, а не в поисках мифической общенациональной идеи, и возродится русская кухня, станет действительным живым наследием сотен поколений наших предков.