
Но, что касается великой русской гастрономии XIX века, - вот уж здесь эта кулинарная архитектура расцветала пышным цветом. Начало ей вероятно положили иностранные повара, прибывавшие к русскому двору и привозившие с собой все эти навыки украшательства. А уж появление в России в 1819 году Мари-Антуана Карема (прочитать наш с Ольгой Сюткиной очерк про него можно здесь) и вовсе заставило многих задуматься над связью кулинарии искусства. Еще многие годы это его влияние прослеживалось в творчестве наших мастеров «застольного жанра». Вот, к примеру, иллюстрация из его российского издания, вышедшего в 1867 году:

Интересно, что сам французский повар никогда не ориентировался на массовую, мещанскую кухню. Время тогда было, далекое от политкорректности. Поэтому демократичность взглядов и всеобщая доступность достижений высокой кулинарии его заботила меньше всего.

Но вот парадокс, даже в пронизанной демократическим духом России 1860-70х годов, когда показной аристократизм постепенно становился моветоном, творчество Карема не было забыто. Более того, русские повара открыто подражали ему, пышности и изяществу его кухни.
Вот, скажем, иллюстрации из кулинарных книг конца XIX века:

А вот – кулинарные творения на цветных иллюстрациях начала 1900х годов:


Как видите, богатство и изящество этих сооружений все возрастало. Под них делались специальные приспособления, чтобы удерживать все эти горки и пирамиды. Перед вами – подставка под карамельное яйцо из книги Николая Маслова «Кондитер» (1900 год):

А вот – другие бытовые гаджеты из модного магазина импортных товаров с Кузнецкого моста. Там собственно все написано:


Ну, а в конце – наша традиционная субботняя кулинарная загадка. А это что за зубастое приспособление? Что с ним делали тогда – в конце XIX века - домашние хозяйки, украшая стол?
