p_syutkin

Categories:

Хлебная профессия

Сегодня все убеждены, что шаляпинская «Дубинушка» - это про бурлаков на Волге. У ее текста было, конечно, столько вариантов (в том числе и советских), что немудрено запутаться. Между тем, «песня рабочей артели» немного о другой профессии – крючника.

«Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра» - говаривал чеховский герой. Вот так и крючник не в пример серьезнее была работа, чем просто топай, да за бечеву тяни. 

Поселение у слияния рек Волги и Шексны известно с 1071 года, городом же Рыбинск стал с 1777 года. 

После переноса российской столицы в Санкт-Петербург Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении - на перекресте путей от Санкт-Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому. Это и сделало Рыбинск главным транспортным узлом на пути в Петербург и крупнейшим в России центром торговли хлебом. Именно от Рыбинска начинался путь хлеба в столицу по трем созданным в разное время водным системам: Вышневолоцкой, Мариинской и Тихвинской. 

Водный путь для доставки хлеба из Рыбинска в столицу
Водный путь для доставки хлеба из Рыбинска в столицу

С 1811 года в Рыбинске существует хлебная биржа, но купцы предпочитали другие места для сделок.  «За чаем и за солянками на берегу в трактирах всю хлебную массу разбивают на разные части», - рассказывал русский писатель и этнограф Сергей Васильевич Максимов (1831-1901). Здесь и распределялись пути хлеба по всему Северо-Западу России. 

Рыбинск. Хлебная биржа
Рыбинск. Хлебная биржа

В XIX веке Рыбинск называли «столицей бурлаков». В летнюю навигацию через город проходила четвертая часть всего российского бурлачества. Здесь была конечная точка пути «бечевой»: бурлаки, получив расчет, или отправлялись по домам, ими спешили наняться на следующую «путину».

Рыбинск. Набережная
Рыбинск. Набережная

А вот закупленный хлеб надо было занести на суда, а затем по пути в Петербург несколько раз перегружать. Портовые грузчики были одними из главных героев хлебного пути. В России их называли крючниками. Их основным орудием труда был железный крюк. 

Крючники нужны были на любой пристани, но наибольшее их количество собиралось в Рыбинске - главной точке хлебного водного пути - до 3600 человек, организованных в артель. Артель обычно состояла из 12-16 крючников, среди которых были: батырь, выставщики и горбачи. 

Грузчики на берегу
Грузчики на берегу

Горбачи - крючники, которые носили груз на горбу и на седёлке, сгорбившись под его тяжестью. Куль поднимался и удерживался на седёлке с помощью крюка. 

Выставщики - крючники, которые подавали кули из трюма судна и ставили их на «выставку» - на специальный помост на палубе. 

Батырь - староста артели крючников: следил за их работой; указывал, куда укладывать груз на судне. 

Подрядчик - обеспечивал через батырей крючников работой, рассчитывался с ними, получая деньги от хозяина. В его распоряжении могло быть до тридцати артелей. 

Седелка надевалась на спину крючника и имела упор, на который ставился мешок
Седелка надевалась на спину крючника и имела упор, на который ставился мешок

В 1890 г. семнадцатилетний Федор Шаляпин, еще не будучи знаменитым певцом, в Самаре нанялся в артель крючников и проработал в ней с неделю. К теме крючников и бурлаков Ф.И.Шаляпин вернется, уже став великим певцом, исполнив песню «Дубинушка», которая стала одной из самых известных в его репертуаре.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded