p_syutkin

Categories:

Все, что вы хотели, но боялись спросить про масленицу

Сегодня трудно поверить, но термин «масленица» на Руси не встречается вплоть до XVI века. Хотя «мясопуст», естественно, упоминается уже с ранних времен христианства. В частности, «Повесть временных лет» говорит о нем при описании моровой язвы в Киеве в 1090 году. 

А уж упорядоченным праздником со своим распорядком и привычками масленица и вовсе становится хорошо, если в XVIII веку. При этом, конечно, нужно понимать, что пара «масленица-блины» - это тоже изобретение последних веков. Которое было характерно далеко не для всех регионов России.

Устоявшийся ритуал масленицы – это своего рода обряд. При этом связь обрядности кухни с православием весьма условна и носит скорее календарный характер, приспособленный к церковным праздникам.  Она несет отпечаток как языческой традиции, чудом сохранившейся за тысячелетие, так и просто бытовой магии, направленной на взаимодействие с мифической реальностью.

Обрядность русской кухни четко ориентирована на практическую целесообразность. Множество стереотипных действий в ее рамках стимулируют наиболее эффективную и социально-одобряемую модель поведения участников церемонии (свадьбы, крестин, поминок и т.п.).

А кулинарная обрядность – средство типового социального общения, механизм определения роли человека в социальной иерархии. Она, по сути дела, выполняет роль альтернативного средства взаимодействия людей в рамках традиционного общества. В игровой форме она фиксирует место человека в обществе, отношение к нему других членов группы.

Скиргелло А.Б. Здравствуй в белом сарафане! Журнал «русская иллюстрация (1895)
Скиргелло А.Б. Здравствуй в белом сарафане! Журнал «русская иллюстрация (1895)

Вот и посмотрим в этой связи на масленицу - день за днем. Хорошее описание ее нам оставил Николай Петрович Степанов, издавший в 1899 году книгу «Народные праздники на Святой Руси». Каждый день масляной недели, - отмечает он, - носил особые названия, сообразно которым видоизменялись и развлечения.

Так, понедельник называется «встречей», вторник – «заигрышами», среда – «лакомками», четверг – «широким», пятница «тещиными вечерками, суббота – «золовкиными посиделками, воскресенье – «прощенным днем».

«Степенный народ начинает обыкновенно встречу масленицы помещением родных, отправляя с утра на целый день невестку к отцу с матерью. А вечером свекровь со свекром являются и сами в гости к сватам. В некоторых местах этот праздник открывают деревенские ребятишки, которые, высыпав гурьбой на улицу, устраивают снежные горы.

В понедельник же богатые люди начинают печь блины. Накануне вечером, когда появятся звезды, старшие в семье женщины выходят на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и приготовляют из снега опару.

Первый блин отдается нищим на помин усопших. В некоторых селах степной полосы России он кладется на слуховое окошко в том предположении, что души родственников невидимо съедают его». 

Добавлю от себя: насколько же пронизана православием вся бытовая культура того общества. Прям вот елей капал.
Козачинский Ф.С. Шествие широкой масленицы. Журнал «Всемирная иллюстрация (1895)
Козачинский Ф.С. Шествие широкой масленицы. Журнал «Всемирная иллюстрация (1895)

«В молодых хозяйствах тещи учили своих дочек печь блины. Приглашение тещи считалось за великую честь и вызывало разговоры среди прочих родных и соседей. Званая теща обязана была прислать в вечера все необходимые для печения блинов принадлежности: таган, сковороды, половник и кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой муки и коровье масло».

Внимательный исследователь тут же сделает вывод: это были толстые блины на закваске (опара!), а не сегодняшние прозрачные блинчики. 

«На «заигрыши», т.е. на вторник с утра приглашаются парни и девицы покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братцы устраивают во дворах горы для своих сестриц, а мать посылала по родным и знакомым звать «дочек и сынков». Очевидно, что подобное приглашение служило поводом к тому, чтобы «братцы» могли высмотреть себе невест, а «сестрицы» - суженых, а затем после Великого поста, на Красной горке, «честным пирком, да за свадебку».

На «лакомки», т.е. в среду теща приглашает своего зятя к себе на блины. И собирает других соседей. Всячески старается она ублажить своего зятя и блинцами, и оладьями, и творожниками.

С четверга, недаром называемого «широким», масленичный разгул развертывается во всю ширь. И вся крещеная Русь с чистосердечной простотою предается всевозможным потехам, почти неизменным и повторяющимся их года в год. 

Пиотрович С.К. Русская масленица. Катание на чухонце на окраине Санкт-Петербурга. Журнал «Всемирная иллюстрация» (1895)
Пиотрович С.К. Русская масленица. Катание на чухонце на окраине Санкт-Петербурга. Журнал «Всемирная иллюстрация» (1895)

Балаганы, ледяные горы, качели – в городах. Катание на саночках, кулачные бои, шествия в деревнях, шумные пирушки – вот масленичные развлечения по всей необъятной Руси, исключая Сибирь, где в старые годы были кое-какие отступления от повсеместных обычаев. Так вместо блинов там подавали жареное из теста на масле пирожное, называемое хворост. 

На «тещины вечерки», т.е. в пятницу, угощали блинами зять своих тещ, приглашая последних накануне с вечера и стараясь оказать как можно более почести. Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок».

Вот, кстати, обратите внимание: блинами приходилось угощать десятки человек ежедневно. Могли ли для этого сойти маленькие тонкие блинчики? Это ж сколько сотен их нужно было напечь загодя? Поэтому-то блины были толстые. Таких дашь каждому три штуки, — уже сыт. А для тонких было специальное название — блинцы.

«На «золовкины посиделки» т.е. в субботу приглашала своих родных к себе молодая невестка. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг. Если она была уже замужем, тогда приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка одаривала своих гостей подарками. В некоторых местностях в этот день устраивали разрушение снежной крепости.

В.И Суриков "Взятие снежного города"
В.И Суриков "Взятие снежного города"

«Проводы масленицы» (воскресенье) в разных местах отправляются с различными обрядами: сжигание чучел, шуточные поезда, пение песен, изображающих конец масленичного разгула. Остается еще совлечь с себя этот греховный разгул, просить прощения у ближних за содеянные против них грехи. Попрощаться с друзьями и знакомыми, чтобы заговеться в Великий пост, перейти с блинов на хрен да редьку, на серую-белую капусту.

Прощание бывает с живыми и покойниками. Рано утром выходят на кладбище, на могилы просить прощения у покойников».

Думаете, вот и вся масленица? На самом деле, конечно, нет. Жизнь-то оказывалась гораздо богаче и правдивее. И праздник этот просто был короткой «разрядкой» от рабочих и унылых будней. Когда все «отрывались» без оглядки и без мыслей о завтрашнем дне. Да так, что остановиться не могли. 

И заканчивали проводы масленицы порой не в воскресенье, а лишь в следующий вторник. Этнографический сборник по Ярославской губернии за 1854 год, издаваемый Императорским Русским географическим обществом, дает и продолжение этой картины:

«Наконец после таких проводов Масленицы, любимого праздника, что остается делать гулякам до чистого понедельника? За работы приняться не хочется, голова болит с перехмелья. Ну и давай опять за то же: дай остановим Масленицу хоть на денечек! Так и делают наши мужики. В понедельник первой недели поста, еще ни свет, ни заря, а они принимаются за оставшееся вино и пиво – «немножко пополоскать во рту». Потом принимаются вплотную очищать всю посуду, до последней капли, переходя артелью из дома в дом, и наконец, под вечер до того напьются, что иной едва ноги переставляет. Во вторник поутру опять принимаются за то же, только не так уж проворно и не с такою охотою, с тоской и унынием. В вечеру же окончательно прощаются со светлой Масленицей».


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded