p_syutkin

Category:

Как завоевать народную любовь

За каким контентом россияне сегодня идут в соцсети, как им угодить и победить в своем жанре. Оказывается, кулинария и еда — одни из самых востребованных тем.

Пару недель назад журналисты попросили меня ответить на ряд вопросов, касающихся наших блогов. А сегодня на РБК вышло целое исследование русской блогосферы. Я рад, что о ее кулинарной части рассуждаю вместе с известным журналистом, а ныне тоже блогером Романом Лошмановым:

Блоги о гастрономии: чей борщ — русский или украинский, а также экспертная дегустация сыров из «Пятерочки»

Одна из вещей, с которыми Instagram прочно ассоциируется с момента своего появления, — фотографии еды. Тенденция на «инстаграмоемкость» блюд не стихает до сих пор, и повара вынуждены под нее подстраиваться. Еда должна быть фотогеничной, свет — подходящим, подача — высокохудожественной: со всем этим сбор фуд-контента для блогеров превратился в пустяк. Красивых снимков в инстаграме уже столько, что трудно разобраться, экспертиза перед нами или не так чтобы. Да и за увлекательным просмотром навороченных десертов и кинематографичных вытеканий желтков из пашота легко позабыть, что гастрономия — это не всегда про картинки.

Роман Лошманов работал в «Афиша. Еде», был главным редактором сайта Eda.ru и дважды получал награду FoodShow Awards как лучший гастрожурналист страны — сегодня он ежевечерне обновляет свой блог на «Яндекс.Дзене»: дегустирует сыры из «Пятерочки» и делится рецептами блюд с магазинными консервами. По словам Лошманова, «Дзен» в отличие от Instagram, позволяет органично сочетать текст, фотографии и видео — то есть, делать полноценные статьи. «Более того, их там читают, и очень многие — до конца. Instagram — это картинка плюс текст, который мало кто читает. Facebook как интересная площадка для меня умирает. В Telegram отсутствует обратная связь, мне она нужна. У „Дзена“ как раз есть обратная связь от читателей — часто токсичная».

Самые дочитываемые материалы «Вечернего Лошманова» — о буфете на станции метро «Арбатская», о свиных стейках «Мираторга» с глутаматом натрия и рассказ о судьбе шоколадного батончика «Баунти» в России. «Ни об одном из этих материалов я не думал, что такое случится, — рассказывает Роман, — Как раз чаще всего случается, что материал, который мне кажется и очень актуальным, и очень полезным, собирает незначительное число читателей. Тут, конечно, вступают в действие неведомые мне алгоритмы показов „Дзена“, но, думаю, дело не только в них, но и в других факторах — прежде всего в том, что аудитория „Дзена“ случайна».

Автор другого популярного блога «Яндекс Дзена» о еде, историк Павел Сюткин, четко определяет темы, которые вызывают интерес его аудитории. «Наибольшей посещаемостью у нас пользуются дискуссионные вопросы кухни — особенно если они имеют политический подтекст. Как пример — „Чей борщ — русский или украинский?“. Второе — любые посты со словом „советский“: каким был советский хлеб, рассказ о колбасных электричках в СССР и тому подобное. И третье — любая тема, где травмированная телевизором публика усмотрит гидру либерализма или, как ей покажется, „русофобии“. Рекордом нашего блога стал невинный пост, где иностранцы обсуждают странную для них страсть русских к укропу. „Пусть жрут своих лягушек во Франции“, „да грузины своей кинзой всех достали“, „это ж надо так ненавидеть Россию, что до укропа докопались“ — и это только самые деликатные из более чем полутора тысячи комментариев под постом», — говорит Сюткин.

Гастрожурналист Роман Лошманов предлагает относиться к «Дзену» в манере дзена — воспринимать все как есть, не рассчитывать и не ждать, а делать что должен и получать удовлетворение от самого процесса познания и рассказа. Каждый свой пост Лошманов заканчивает разной африканской музыкой — вставляет ролики из YouTube: «Я большой фанат и делаю это только потому, что не могу не делиться тем, что нравится мне самому. Если разобраться, ход с музыкой довольно неразумный: снижается количество дочитываний до конца, потому что ролик добавляет к основному рассказу необязательное дополнение. Но мне хочется делать именно так, и я рад, что получаю комментарии, где совершенно люди разной возрастной аудитории, разного культурного бэкграунда меня за эту музыку благодарят».

***

Добавлю также, что есть и отличия Дзена от ЖЖ. Здесь мы наблюдаем несколько иную картину, поскольку читательская аудитория складывается годами. 

Так вот, намой взгляд, в ЖЖ хитами являются темы просветительского характера. То есть исследования прошлого нашей кухни, происхождения старинных блюд и продуктов. Это, конечно, не означает, что мы сторонимся дискуссионных и политизированных вопросов - наоборот не скрываем свою точку зрения. Но посещаемость какого-нибудь материала о том, что продовольственные санкции привели к ухудшению питания россиян, обеспечивается в основном профессиональными спорщиками, а то и ботами, кочующими из блога в блог. Спорить с ними бесполезно. Но мы оставляем комментарии этой публики из двух соображения. Во-первых, они обеспечивают рост популярности и просмотров поста. А во-вторых, это своего рода музей. На который когда-нибудь будут смотреть наши внуки и удивляться, что такое было возможно в стране.

В целом, важно отметить наше давнее наблюдение. Наибольшее количество комментариев вызывают посты, где людям есть, что сказать самим. Материалы, рассказывающие о близких им или памятных с детства предметах или явлениях. Ни один пост о самом прекрасном ресторанном блюде или шеф-поваре не соберет столько же комментариев, сколько рассказ о пирожном-картошка или детсадовской манной каше. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded