Category:

И череп Карема нам путь озарит

Огромный интерес посетителей этой выставки вызывают черепа. Не каждый день видишь череп, особенно великого человека. И уж совершенно не ожидаешь обнаружить череп на витрине в экспозиции, посвященной еде. 

В парижском Музее человека проходит выставка под названием «Я ем, следовательно, я существую». Еда — главная ее тема. Но не в узком утилитарном смысле. Еда — как явление культуры во всех ее проявлениях — так было бы правильнее сказать о новой экспозиции. А уж широта ее охвата просто удивляет. Мне, например, показалось чем-то знакомым лицо в центре верхней фотографии. Или не показалось? Ох, уж эти французы... 

- В чем, например, был смысл экспозиции черепа великого французского повара Антонена Карема? – поинтересовалась корреспондент RFI Гелия Певзнер.

— Череп Антонена Карема — это другая история, говорит научный куратор выставки Кристоф Лавель. - Люди, которые интересуются творчеством Карема, знают, что великий повар похоронен на Монмартре. Но там покоится только его тело, без головы. Дело в том, что Карем умер в 1833 году, в самый расцвет френологии, этой лженауки, которая считала, что форма черепа определяет какие-то особенности личности человека. Известный френолог того времени Пьер Дюмутье стремился получить для своих исследований черепа знаменитых людей и знаменитых же психопатов, чтобы понять, откуда берутся эти возможности приносить обществу огромную пользу или такой же огромный вред.

Именно Дюмутье проводил посмертное вскрытие Карема и оставил себе его череп. Собрание Дюмутье после его смерти перешло Музею френологии, а потом весь музей со своими коллекциями вошел в собрание Музея человека. Так к нам попали триста черепов, в том числе череп Карема, который еще никогда не показывали публике.

Мы решили его выставить — не потому что хотели показать именно череп, а потому что хотели напомнить о творчестве Карема. Ведь когда говоришь о кулинарном искусстве, невозможно не сказать о «короле поваров и поваре королей». Это он положил начало гастродипломатии — Карем служил у Талейрана и Наполеона. Для нас было очевидно, что на выставке должна идти речь о Кареме. А поскольку у нас был этот уникальный предмет, то была и возможность рассказать как-бы из-за кулис, какие у нас есть неожиданные предметы.

В коллекции — более 60 миллионов предметов хранения. Среди них есть древние зерна, листья деревьев и кусочки метеоритов, но есть и черепа — в общей сложности более 18 000 черепов. Этот череп, конечно, особенный, он, кроме прочего, позволяет рассказать об истории френологии. И в его истории есть один довольно неожиданный поворот. Дюмутье, когда анализировал череп Карема, заметил, что его зубы в очень плохом состоянии. Они полностью были изъедены кариесом, что почти наверняка объясняется количеством сахара, которое должен был есть Карем, пробуя свои кондитерские творения.

Вообще же выставка рассматривает пищу человека на трех разных уровнях. Первый — это уровень самого человека, то есть физиология вкуса, еда доисторического периода, гендерные и социальные различия. Во втором зале мы немного удаляемся от личности, обзор становится шире, и мы говорим уже об обществе людей. Здесь речь идет, в частности, о религии, о манерах поведения за столом, способах приготовления пищи, кулинарном искусстве и гастродипломатии. Последний зал — еще больший охват, сама планета, то есть сельскохозяйственные системы, рыбная ловля, животноводство. А также некая реконструкция супермаркета, которая заставляет нас задуматься над тем, как мы выбираем нашу пищу. Здесь мы находимся в мире потребления и даем посетителям осознать, что они – «деятельные потребители»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded