p_syutkin

Category:

Как понять и полюбить русскую кухню

 Сегодня множество авторов спорят об эффективности тех или иных соцсетей – ЖЖ, Яндекс-Дзена, youtube, фейсбука и т.п. Аргументы есть у каждого. Вот и мы пытаемся не упустить возможность развития. Обсудим?

Недавно Журнал Яндекс-Дзен обратился к нам с просьбой рассказать о своем опыте работы, о том, как можно делиться знаниями о русской кухне с широким кругом читателей. Сегодня вышло это интервью:

***

Ольга и Павел Сюткины ведут в Дзене блог об истории русской кухни, где рассказывают, как и почему менялась наша кулинария, вспоминают забытые продукты и рецепты и объясняют, как они повлияли на разные сферы жизни. Мы попросили авторов рассказать о своем блоге и прокомментировать популярные стереотипы о русской кухне.

Полигон идей

Мы работаем в соцсетях уже больше десяти лет, у нас есть канал на Youtube, страница в Instagram, ЖЖ. Канал в Дзене для нас — это способ расширить аудиторию. Алгоритмы Яндекса сами находят людей, которым действительно интересно нас читать.

В блоге мы обкатываем идеи, мнения, которые потом входят в наши книги. Недавно мы решили выложить их в свободный и бесплатный доступ. Для нас важно, чтобы люди знакомились с реальной историей нашей кухни, а не выдуманными байками о ней.

Разделение обязанностей у нас простое: Павел, как историк, работает в архивах, находит новые, неизвестные страницы нашей кухни, Ольга же, будучи квалифицированным кулинаром, проводит своего рода экспертизу этих находок, пытается применить их в современной кулинарии.

Без глупой посконности

Русская кухня — удивительное наследие наших предков, часть нашей культуры, которая изменялась вместе с обществом. Вот только ее эволюция — это не банальное «вперед и вверх», а достаточно сложный и противоречивый процесс. Бывало, что кухня отставала от потребностей людей, и тогда в ней происходили революционные преобразования, такие как массовое появление европейских блюд в начале XIX века или кризис советской кухни в 1990-х годах. Уверены, и сегодня русская кухня найдет свой путь в будущее, не сваливаясь в глупую посконность.

Русская кухня впитала в себя особенности питания входящих в нее народов. Да, она создала множество неповторимых блюд (от доисторических щей до относительно «юных» пожарских котлет и бефстроганова), но вместе с тем отчасти и растворилась в этом многообразии.

Единая и неделимая vs. локальные бренды

Единой русской кухни попросту нет. Она сочетает в себе множество локальных брендов: это смоленский окорок и коломенская пастила, московские сайки и тульские пряники, хоперские жареные караси и суздальские соленые огурчики. Это самый перспективный путь возрождения русской кухни, основанный на поддержке инициативы, поощрении местных производств, создании уникального культурного пространства русских исторических городов, названий и привычек. Именно на этом пути, а не в поисках мифической общенациональной идеи возродится русская кухня.

Стать изящной и модной

Не будем лукавить, все эти вздохи и ахи вокруг картинок с кулебяками в Instagram — лишь эмоции. Как только речь заходит о том, чтобы заказать эти блюда, все, народ пропадает. А ресторан — это бизнес, поэтому для него первичен клиентский спрос. С другой стороны, представьте: вы молодой человек, приглашаете девушку в ресторан. «А давай, дорогая, закажем щей с гречневиками, да ушного с полбой. С кваском хорошо пойдет!» Смешно же. Пока русская кухня не станет изящной, модной, соответствующей сегодняшней жизни, никакого массового спроса не будет.

Стереотипы и крайности

Одна из главных проблем русской кухни — стереотипы о ней. Кто-то убежден, что наша историческая кухня сплошь жирная, насыщенная тестом. Такое восприятие русской кулинарии, как крайне неполезной и нездоровой (в сегодняшнем диетическом понимании), — действительно беда. Есть и другая крайность, когда фантазеры вроде Максима Сырникова и компании пытаются выдумать великие русские сыры от Владимира Красна Солнышка. Или представить жизнь крестьянина верхом изобилия: свежая репка, зайчик из леса, нежнейшие блины и золотистая осетринка. Средневековая кухня была совсем не такой, как выглядит в романах реконструкторов. История нашей кухни полна героических и трагических страниц. А вот ее «удобное» прочтение никогда не вело ни к чему хорошему.

РПЦ и куличи

Что, кроме обычая поститься, принесло православие в русскую кухню? Да и сам пост — это всего лишь самоограничение питания, а не развитие кухни. Блюда без мяса рождались из-за голода и бедности, а не по благословению батюшки. Какие блюда возникли благодаря церкви? Кутья, кулич, крашеные яйца? Как-то несерьезно.

Впрочем, с ролью церкви не все однозначно. Официальная доктрина РПЦ — проповедание скромности и самоограничения. Если эта скромность и существует на уровне простых монахов, то церковная верхушка в еде себе никак не отказывает. За изобилие русской кухни и многовековую искреннюю любовь иерархов церкви к этому изобилию мы действительно должны быть им благодарны. Кто знает, что стало бы сегодня с нашей кухней, если бы они сами придерживались того, чему учат прихожан.

Чей борщ?

Споры о том, чей борщ, по своему накалу не хуже дискуссий о том, чей Крым. На самом деле вопрос о борще для историка особого смысла не имеет — этот суп начали готовить больше тысячи лет назад, когда не существовало разделения на русских, украинцев и белорусов.

В Средневековье «борщ» — лишь термин, в который каждый из народов вкладывал свое понимание. На исторической территории Украины борщ немыслим без свеклы. В Центральной России это, скорее, кисловатое блюдо с листьями борщевика. У Даля упоминается даже борщ с грибами. Польский борщ так вообще немыслим без закваски на ржаной муке. Так что споры о первородстве борща или вареников бессмысленны: эти блюда гораздо старше любых сегодняшних наций.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded