Categories:

Соленые уши

«Пермяк – соленые уши» - давняя поговорка, привязавшаяся к жителям города. Впрочем, это для чужака фраза кажется смешной. Сами же местные жители, зная, откуда она взялась, относятся к ней с уважением. И даже где-то гордятся принадлежностью к этим самым «соленым ушам».

Пермский край – вотчина одной из самых известных российских династий – Строгановых. А то, благодаря чему было заложено богатство этой семьи, - это соль. Именно соль на многие века стала основой экономики этого региона. Уже потом появились медеплавильные, железоделательные и оружейные заводы, ткацкие фабрики и даже собственные нефтяные скважины. Вот о соли мы и поговорим.

Усть-Боровский солеваренный завод возводился в 1878-1882 годы на средства Соликамского купца I гильдии Александра Васильевича Рязанцева на левом берегу Камы, близ устья р. Боровой (сегодня район города Соликамска).

Соляные варницы на солеваренном заводе А.В.Рязанцева (начало XX века)

Завод занимался добычей соленого раствора и получением соли-пермянки до 1972 года. Выварка соли там производилась на "черных" и "белых" варницах. "Черная" варница — четырехстенная изба, перекрытая двухскатной кровлей. Поперечной стены нет, т.к. она мешала размещению квадратной ямы-печи, над которой подвешивали цирен (чугунный противень) для варки рассола. "Баварская (белая)" варница имеет настоящие печи с жаровыми ходами, дымовые трубы и трубы для выхода пара.

В 1976 году одна из технологических ячеек завода - именно "белая" Никольская варница - была перевезена на территорию Пермского историко-этнографического музея в деревню Хохловка, где восстановлена в 1981-1982 годы.

Экспозиция в Хохловке хороша тем, что позволяет познакомиться со средневековым способом добычи соли. А это, действительно, любопытно. Давайте и мы посмотрим на это дело изнутри.

Итак, в чем была проблема с добычей соли в те годы в центральных областях Руси? Там по берегам рек тоже находились места, где на глубине, в колодцах можно было обнаружить солевые растворы. Однако, концентрация соли в них была не очень высока. В этой связи ее добыча, выпаривание требовала огромных усилий, времени и денег. 

Кроме того, было еще одно важное обстоятельство дороговизны. Для выварки 10—15 пудов соли нужно было истратить одну кубическую сажень дров – а это почти 10 кубометров! К примеру, солеварение на острове Анзер (Соловецкий архипелаг) началось в конце XV века, а закончилось к середине XVI века. За это время на острове площадью около 24 квадратных километров был вырублен весь лес.

Все изменилось, когда русские пришли к Уралу, на соляные озера у реки Вычегда, в Прикамье. Именно туда – на место будущего селения Соль Вычегодская – местные жители издавна гоняли скот лакомиться солью. А наиболее предприимчивые обыватели начали строить первые варницы "для варения соли". В XVI веке же там основывает свою империю Аника Строганов.

Дело в том, что 280 млн лет назад на территории современного Пермского края было теплое мелководное море. Но, когда стали расти Уральские горя, море начало отступать. При этом оно оставляло за собой замкнутые заливы, лагуны. Вода с их поверхности испарялась, а растворенные соли осаждались на дно. Вот и будущие Соликамск, Усолье и Сольвычегодск оказались на месте такого залива, дно которого через миллионы лет случайным образом вышло практически на поверхности земли.

Соляной амбар на солеваренном заводе А.В.Рязанцева (начало XX века)

Как же была организована соледобыча еще лет 300 назад? Если в XIV-XV веках просто вручную копался колодец, откуда черпался рассол, то позже была выработана другая, более сложная технология. Был изобретен способ "верчения" (бурения) деревянными трубами (выдолбленные изнутри прямые стволы деревьев, диаметром 50-60 см) , что позволяло добывать соль из рассолов, залегающих под слоем пресной воды. "Трубы", а не только колодцы, выводные желоба и просто соленые ключи упоминаются в документах этого времени довольно часто. Практически на всех солеваренных заводах европейской части России были пройдены скважины ("трубы") глубиной более ста метров. Остатки древних деревянных труб в местах старинной соледобычи (благодаря консервирующему действию рассола) кое-где уцелели до сих пор: в Соликамске, Тотьме, Усольских варницах на р. Вятке и др.

Вот и в Соликамске работали именно таким образом. Перевезенный оттуда завод использовал подобную скважину. Первоначально рассол качался оттуда с помощью лошадей, крутящих водяной винт. Позже начали появляться механические, паровые насосы. Однако в уральском климате они часто выходили из строя, так что над ними приходилось строить целые деревянные корпуса, башни.

Рассолоподъемная башня

Рассолоподъемная башня служила для извлечения из земли соляного рассола. Строить подобные башни начали с XVII века. Над скважиной ставился высокий (12 м) сужающийся к верху сруб. 

Вот по этой трубе и откачивался из скважины солевой раствор

Внутри находились деревянная труба и насос, который приводила в действие паровая машина. По деревянной трубе, закрепленной на стене у крыльца, добытый рассол стекал в соляной ларь.

Соляной ларь

Соляной ларь объемом 203 кубометров предназначался для накопления, отстоя и распределения рассола по варницам. Стены ларя укреплены вертикальными парными бревнами и стянуты бревенчатой рамой, как бочка обручем. Ларь весом почти 100 тонн - единственная постройка, перевезенная в музей целиком. Бревенчатые стены настолько плотно «сцементированы» пропитавшей их солью, что их невозможно было разобрать.

Соляная варница. Усть-Боровский солеваренный завод г.Соликамск. 1880-е годы.

Соляная варница предназначалась для выпаривания соляного рассола. Варница представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатной крышей с деревянной вытяжной трубой. Внутри варницы устраивалась печь, над которой подвешивали металлическую сковороду (цирен) площадью более 100 квадратных метров. Для сушки вываренной соли над циреном устроены полати.

Выемка соли после варки и ее укладка на полати для просушки (1925 год)

Другими словами, раствор соли по трубе поступал сюда из соляного ларя (он стоял выше на холме). В подвале под циреном разводился огонь. Причем для этого использовались крупные бревна, чтобы обеспечить длительный и равномерный нагрев. Особое умение мастеров было связано с режимом выпаривания. Нельзя было допустить бурного кипения и тем более «прижаривания» соли на металле. Впрочем, металлические листы и так приходилось менять раз в неделю-другую из-за прогорания. 

Соленосы (конец XIX века)

Выпавшая в осадок соль лопатами перегружалась на расположенные выше деревянные полати. После ее окончательного высыхания ее засыпали в мешки и переносили в соляной амбар. Вот с этим-то и связана известная поговорка «пермяк- соленые уши». Соль из мешков естественно просыпалась на плечи рабочих, их взмокшие затылки и уши. Которые скоро воспалялись, краснели, а потом и вовсе покрывались язвами от такого контакта.

Соляной амбар

Соляной амбар - самое крупное сооружение соляных промыслов. Соляной амбар музея имеет длину 28 м, высоту - 16 м. Стены для прочности скреплены вертикальными столбами. Внутри амбар разделен на три сусека (закрома), куда соль загружали сверху, с помоста под крышей. Поставлен на бревенчатые кряжи» - клетки, которые служили не только фундаментом, но и предохраняли соль от намокания. Амбар имеет крытую галерею, ранее был оборудован эстакадами для выгрузки соли прямо в баржи.

Вот она - технология добычи соли

Удивительным образом эта технология просуществовала за малыми изменениями почти до конца советской власти. И лишь переориентация месторождений на добычу калийной соли (для удобрений) к концу XX века завершила эту славную страницу в истории края. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded