Огурец на десерт - сладкие воспоминания

Огурец в традиции русской кухни – овощ, который удивительным образом сочетается со сладким. Причем и свежий огурец, и соленый.

Рассказывая про суздальскую кухню, я уже писал о странной, на современный взгляд, привычке деревенских жителей посыпать соленый огурец сахаром.

- За обе щеки их уплетали в детстве, - рассказывала нам суздальская «бабушка» и нынешний фермер Наталья Доронина. – Такая вкуснота была. Вот сегодня перед нашей встречей, достала огурец, сахаром посыпала и съела. Для нас, детей, это было настоящее лакомство. Мы ждали, когда их нарежут и вынесут нам. Посыпают сверху сахаром и нам дают. Не было ничего вкуснее. 

А ведь, это 1960-е годы. Не так уж и давно.

Между тем, огуречный десерт – тема, популярная и в соседней – Рязанской области. Там вообще очень распространено пчеловодство. «Почти нет села или деревни, где не нашлось бы одной или двух небольших пасек», - пишет в 1902 году автор сборника «Россия. Полное географическое описание нашего отечества»[1].

А лучшее время для меда – Успенский пост (14-27 августа). С одной стороны, мед «поспел». С другой, им как раз и можно лакомиться. К этому дню в Рязанской губернии пекли пироги с медом, повсеместно освящали медовые соты, пчеловоды святили собранный мед в храмах. Пчельники подрезали ульи с медом и выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителей»[2]. К этому же дню варили медовые квасы и угощали всех пришедших в гости. А также ели сотовый мед со свежими огурцами.

Варенье из огурцов

Эту же традицию отмечает и автор XIX века: «1 августа в праздник Первого Спаса (или Спаса медового)… пчеловоды выносят в церковь для освящения первые соты, и в домах за обедом у многих помещиков и крестьян вместо десерта едят сотовый мед со свежими огурцами»[3].

Собственно, огурцы с медом – не новость для исторической русской кухни. Скажем, в «Домашнем лечебнике» (1833 года) так и пишется[4]:

А в «Дневнике писателя» (1877) Достоевский и вовсе замечает: «Вот эти, как Левин, сколько бы ни прожили с народом или подле народа, но народом вполне не сделаются. Мало того, во многих пунктах так и не поймут его никогда вовсе… Пусть он и помещик, и работящий помещик, и работы мужицкие знает, и сам косит, и телегу запрячь умеет, и знает, что к сотовому меду огурцы свежие продаются».

Мне же интересно – а как сегодня? Вот, для вас свежий огурец с медом – это нормально? Или вкусы за последние 100 лет изменились настолько, что даже подумать о таком сочетании странно? И мы перестали быть русскими? Давайте обсудим.

________________    

[1] Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. СПб., 1902. Т.2. Среднерусская черноземная область. С.226.

[2] Воронина Т.А. Практика поста в Рязанской области XIX-XXI вв. (историко-этнографический очерк) // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2006. С.38.

[3] Селиванов В.В. Год русского земледельца. Зарайский уезд Рязанской губернии. Рязань, 1887. С.74.

[4] Енгалычев Парфений. О продолжении человеческой жизни или Домашний лечебник. Ч.III. СПб., 1833. С.207.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded