Деликатес под стук колес

Для большинства советских граждан поесть в поезде означало лишь одно: развернуть отварную курицу, бутерброды с сыром, достать из пакетика яйца с солью. И запить их купленным в буфете или, чаще, на станции у бабушек пивом. Но, оказывается, как многого мы не знали!

У меня самого тоже довольно сложное отношение к железнодорожной еде. Не раз пробовали обедать и в наших «Сапсанах», и во французских TGV, и в австрийских ОВВ. Но даже там все-таки невозможно избавиться от неистребимого духа фаст-фуда. Вроде и рыба хорошая, и вино не самое дешевое. Но, нет. Нет ощущения хорошего ресторана.

А ведь, оказывается, в нашем благословенном отечестве так было не всегда. «Наша родина превращается в страну социалистического изобилия. Производству и потреблению пищевых продуктов открываются безграничные просторы» - эта обычная пропагандистская трескотня не привлекла бы моего внимания. Поскольку, встреченная мною в книжке 1937 года, она даже стилистически не отличалась от сегодняшних бравурных отчетов. Но потом я глянул на обложку, и заинтересовался. «Блюда для столовых железнодорожного транспорта»! Так-так:

Тут надо, конечно, пояснить одну вещь. Железнодорожное питание при СССР – это целая отрасль. Не только вагон-ресторан, но и многочисленные кафе-рестораны на вокзалах принадлежали этому ведомству. Также, как и своя широкая сеть ОРСов – отделов рабочего снабжения, откуда и распределялись дефицитные продукты.

Кто бы знал, что в разгар славных событий 1937 года именно железная дорога и стала своего рода экспериментальной базой для внедрения новых стандартов еды. «Общественное питание в свете исторических побед СССР в части улучшения материального и культурного уровня народов СССР должно пойти навстречу повысившемуся спросу потребителей со всем разнообразием питательных и вкусных блюд, изготовляемых на кухнях, - отмечалось в предисловии книги. – Теперь уже недостаточно столовым иметь в меню только так называемые «массовые», упрощенные блюда. Нужно, вооружившись кулинарной техникой, разнообразить меню!»

И надо сказать, автору удалось удивить меня. Нет, ну я, конечно, знал, что в советские времена ресторан на вокзале (да еще, скажем, в военном зале) в Ленинграде мог быть хорош. Но, чтобы так во всей стране? Ну-ну. Впрочем, просто почитаем то, что предлагалось внедрять для пассажиров. И да, мы, конечно, верим, что каждая учительница или инженер, путешествуя из Москвы в Свердловск могли получить такое питание.

Кстати, интересный вопрос. С учетом нарастания успехов в строительстве социализма, довелось ли автору Иванову А.С. осуществлять свои планы по переустройству питания именно на железной дороге? Или в более отдаленных местах?


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded