Под видом поста кормят жутким хламом

Постная тема для российских ресторанов возникла в начале 2000-х годов, когда московская публика вдруг резко почувствовала себя «воцерковленной». А почвенная общественность ощутила неизбывную тягу к косовороткам, репе и онучам. Для меня всегда было загадкой – зачем идти в ресторан, если заказывать будешь сухую гречку с грибами или перловку на воде? 


Регулярно эпатирующий публику московский шеф и ресторатор Иван Шишкин во многом повторяет мои слова об этом странном явлении – постном меню в ресторанах. Почитаем и мы его на портале daily.afisha:

«Мы открылись 1 марта 2010 года — как раз в пост. У нас на тот момент было простое меню — много свинины, бекона, — и многие наши знакомые садились за стол, оглядывались и громким голосом спрашивали: «А что у вас есть сегодня постное? Я пощусь!» По сценарию должны были раздаться аплодисменты, все окружающие — пасть ниц и закричать: «Молодец!» Конечно, ничего такого у нас не было — и страшно возмущенные гости были вынуждены выковыривать бекон из пиццы.

Еда стала предметом для разговоров: погода, пробки, что я ем. В ней теперь интересно разбираться, она больше не служит удовлетворению первичных потребностей, превратившись в часть рекреационной экономики наряду с кино и музыкой. Еда — это форма отдыха, и соблюдение поста можно рассматривать как очередное развлечение. Ровно по той же причине люди ныряют в прорубь на Крещение — весело! Однако почему, раз вы держите Великий пост, вам наплевать на Рождественский? И зачем вы ходите в рестораны? Вспомните Козьму Пруткова: согрешив, сев играть в карты, не замедли согрешить еще раз, заглянув в карты соседа, потому что в свои ты успеешь насмотреться. Грубо говоря, зашел в ресторан — блудное место, — так будь последователен: жри мясо и бухай! Чего ж ты вчера тут пил, позавчера пил и весь год пил, а сегодня пришел с чистым помыслом? Смешно и лицемерно.

Появление поста в московской ресторанной жизни для меня туманно. Кажется, это феномен начала 2000-х, когда нас стало распирать от народности и я обнаружил, что мои приятели — чудовищные скептики и циники — всерьез обсуждают, к какому надо ходить батюшке, — к хорошему надо. Еще в конце 90-х я замечал, что весной мне в «Кофемании» подкладывали меню с постной вкладкой, я тут же ее выкидывал. Сейчас уже не хожу никуда.

Ну и что там было, на первой странице-то? Гречневая каша с жареными грибами? Под видом постного блюда в среднем гостей кормили жутким хламом. Такое было ощущение, что, если человек взял на себя обязательства не есть мяса, рестораторы считают своим долгом накормить его каким-то дерьмом. К тому же пост в ресторанах задает извращенное понимание сезонности: все начинают бешено потреблять крахмалистые корнеплоды, макароны, крупы и мучное — свежие овощи пока пластмассовые. Впрочем, из-за повышенного спроса растут цены и на них: на баклажаны, на болгарский перец, на вешенки в три раза. При кажущейся дешевизне крупы и сырых овощей постное меню не очень выгодно.

Его массовое введение связано с тем, что рестораторы идут на поводу у потребителей, которые либо по невежеству, либо по лицемерию, либо из странного желания что-то себе доказать отказываются от существенной части нормального рациона. Всего таких людей среди посетителей ресторанов по моим ощущениям треть. И я бы даже сказал, что в марте возникает скандальный спрос: люди в жесткой форме требуют постные блюда. Мне кажется, когда они появляются в мясных заведениях или закусочных типа Burger King, для меня это показатель крайнего падения и полной потери ориентиров. Не потому что я в Бога не верю, а потому что индустрия не должна идти на поводу у толпы. Это толпа должна за ней следовать.

Я часто вижу сцены в заведениях, когда высоколобые менеджеры сидят за столом и обсуждают новые проекты. Произносится фраза: «Этого клиент не поймет!» Таким образом потребитель ставится на ступень ниже себя, а ресторатор будто бы наделяется тайным знанием. Для меня здесь проявляется абсолютно хамская манера пренебрежения собственным гостем. С другой стороны, в среднем в Москве готовить научились. Наверное, есть уже десяток мест, где можно есть не боясь. И все равно уже, постное или нет, ты либо хорошо готовишь, либо — вон из профессии.

Надо сказать, что желание поститься возникает также у здравомыслящих людей, которые ни в церковь не ходят, ни в Бога не веруют. Например, главный редактор и шеф-повар сайта Serious Eats каждую весну несколько лет подряд проводили веганский месяц. В это время они готовили интересную еду, публиковали рецепты, записывали все свои ощущения — и муки, и удовольствия. В США за подобными упражнениями стоит идеология американской индустрии питания, пронизанная мифом о здоровой еде. В России такой индустрии нет, есть лишь видимость. Там круглый год растут и собираются овощи, грибы всевозможных сортов, масса видов кукурузы. У нас тоже появляются любопытные продукты, поставщики. Жизнь не стоит на месте. Но пока это скорее роскошь и редкая удача.


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →