Тарелка как машина времени

Не задумывались ли вы над тем, что посуда – тоже важная часть нашей кухни. Ведь, тарелки с надписью «Общепит» вызывают одни кулинарные ассоциации. А чашечки из ломоносовского фарфора – другие. Но и то, и это – наше прошлое.


Работая над книгой о суздальской кухне, мы с Ольгой Сюткиной видели немало местных произведений «настольного» искусства. А когда пришла пора вплотную заняться иллюстрациями и рецептами, очень вовремя возникла идея Игоря Кехтера сервировать блюда каждой эпохи (XVII-XX веков) на соответствующей по стилю посуде. Некоторые из этих фото я и покажу вам.

Первой, понятное дело, у нас будет посуда деревянная. Корни ее уходят в такую даль, что и не установить точно. Но было в этой практике революционное изобретение – токарный станок. Трудно сказать, с каких времен началось в России изготовление точеной деревянной посуды, но в XIX веке местные ремесленники радовали глаз своей «фирменной» росписью. 

Холодная баранья нога хороша и для завтрака. И как закуска в обед

Распространенные формы русской токарной посуды: братины, чашки, блюда, кубки, стаканы, чарки, бочата для меда, сегодня производятся на предприятии «Владимиро-Суздальские узоры». Для создания такой уникальной росписи исследовались все направления художественного творчества, когда-либо существующие в регионе. Рисунки русского платка, шкатулки, приемы орнаментного и лицевого шитья, «узорочье» резьбы деревянного и каменного зодчества. И наконец, в качестве «золотого» образца, эталона были выбраны знаменитые мстерские вышивки, созданные еще в XIX веке рукодельницами села Мстера Вязниковского района.

В чем же подавать сбитень, как не в глиняном горшке? И зимой согреет, и летом охладит

Глиняная посуда всегда пользовалась особой популярностью. Способность хранить тепло, выдерживать высокие температуры и придавать любому блюду особый аромат, объясняет ее использование и сегодня. В отличие от обычной посуды, глиняная не требует дополнительного использования жиров. Масло для вкуса и аромата можно добавлять в небольшом количестве. «Суздальский гончарный двор» и «Дымов Керамика», сохраняют традиции гончарного производства в Суздале.

Суп из суздальских грибов особенно красиво смотрится на фарфоре

Однако, уже с начала XIX века в быту у зажиточной части горожан становится популярным фарфор. К этой посуде в Суздале особое отношение. Дмитрий Иванович Виноградов, создатель русского фарфора, родился именно здесь в 1720 году в семье соборного священника. В числе трех отличников вместе с Михаилом Ломоносовым и Густавом Райзером по предложению сената он проходил обучение за границей. В ноябре 1744 года после возвращения, зачислен на порцилиновую мануфактуру (впоследствии Государственный фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова). 

Императорский фарфоровый завод был основан в Санкт-Петербурге в 1744 году

Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. Секрет производства фарфора хранился в тайне. Посуда была дорогой, и считалось большой честью получить ее в подарок. Первое время производились небольшие предметы в основном табакерки для императрицы Елизаветы, которые она дарила в качестве дипломатических сувениров.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded