
Как всегда, подробное и доскональное исследование вопроса провели журналисты программы «Еда живая и мертвая» вместе с ведущим Сергеем Малоземовым. Я и сам попытался там рассказать об этом историческом пристрастии в русской кухне.
На самом деле это только у изнеженных горожан субпродукты ассоциируются с ливерной колбасой и куриной печенью в сметане. В краях, где люди добывают себе пропитание суровым трудом на природе, все совсем иначе. Совершенно особые, иногда непривычные для нас традиции потребления субпродуктов существуют у кочевых народов, которые веками бок о бок жили со своими животными. Вот, например, у калмыков принято говорить, что барана надо съедать в идеале целиком. Всего, полностью, без остатка.

Конечно, раньше это делали ради экономии, чтобы ничего не пропадало впустую. Но и заодно некоторые органы наделяли еще и сакральным смыслом. Например, голова овцы – атрибут всех важных религиозных праздников. Она подается и на рождение ребенка, и на свадьбу. Зам.министра культуры и председатель Союза писателей Калмыкии Николай Санджиев показывает, как старший в роду разделывает и распределяет баранью голову. Уши, например, частично достаются мальчикам. Чтобы они вовремя услышали, как из-за кургана приближается вражеская конница.

Самые ценные части – мозг, как символ мудрости, и глаза, как символ зоркости, - старейшина обычно съедает сам.
- Если ты съел один глаз, обязательно должен съесть и второй, - говорит Санджиев. – Тогда у тебя в два раза улучшится зрение.

Но это вещи для особых случаев. А вот блюдо более частого применения. Дотур – суп из бараньих потрохов. В ход идут желудок, сердце, легкие, печень. И даже прямая и тонкие кишки. Их предварительно промывают.

- Честно говоря, немного навозом отдает, - говорит Сергей Малоземов.
- Блюдо пахнет тем, чем и должно, - комментирует во время приготовления хозяйка ресторана калмыцкой кухни Татьяна Азаева.
- Что вот этим самым?
- Это натуральная еда!

Нарезанные субпродукты перемешиваются. К ним добавляется лапша, бараний бульон, лук и немного кровяной колбасы. И да, лук частично отбивает неприятный «естественный» запах кишок.

Другой калмыцкий деликатес – тоже с элементами экстрима – кюр. Это настоящий король местных деликатесов. Барана разделывают, режут на куски мясо и внутренности, добавляют лук, соль, перец. А потом засовывают это все в желудок того самого барана. Удивительно, но как-то помещается.

.

.

.

Затем оборачивают фольгой, погружают в землю. И закидывают тлеющим прессованным навозом – кизяком. Такой способ приготовления, как рассказывают, изобрели пастухи, которые крали баранов у своих жадных работодателей-баев. И незаметно готовили, пряча в землю.

Раньше кюр готовили около суток. Баран успевал даже остыть в земле. В наши дни процесс сократился до 5-6 часов. Но все равно и мясо, и внутренности пропекаются так, что буквально тают во рту. И аромат у них невероятный – никакого навоза.

Кое-что, напоминающее кюр, можно найти и у русских классиков. Например, герой «Мертвых душ,» Собакевич угощает Чичикова блюдом, которое называется няня. Это бараний желудок, наполненный кашей с потрохами.

.

Его готовили с маслом, салом, нутряным жиром, мозгами и разваренными бараньими ножками. Вообще же на Руси рецептов с субпродуктами было множество. Об одном из них я и рассказываю в передаче:

- У нашего известного автора Василия Левшина в «Словаре поваренном» (1795 года), мы находим блюдо, которое называется рай-кишка. Бралась кишка, промывалась, завязывалась с одной стороны. В нее наливались яйца, сбитые с молоком. Можно было добавить рубленую печенку, потроха. Затем верхний конец кишки завязывался. И вся она обжаривалась на сковороде или отправлялась в печь. А потом это все просто резалось, как колбаса, и подавалось на блюде.
Но в XXI веке нам, простым городским жителям, нужны ли субпродукты? Некоторый части животной туши эксперты называют потенциально небезопасными.
Многие не готовят субпродукты потому, что боятся их специфического аромата и жесткой текстуры. Секретами со зрителями делится ресторатор Тахир Холикбердиев.

Он большой ценитель субпродуктов. В его заведении в центре Москвы принята концепция «от рожек до ножек». Здесь подают все, что можно приготовить из туш коровы, барана и свиньи. Даже из копыт варят бульоны.

Местный фирменный рецепт с телячьими почками. Чтобы избавиться от неприятного запаха, надо промыть из, замочить на ночь в молоке, а наутро снова промыть. Потом пожарить крупными кусками на сливочном масле. Иначе они высохнут и будет невкусно. Тахир подает почки с маринованным в томате арбузом и овечьим сыром. Настоящий фейерверк вкусов!

А вот какое изысканное блюдо Тахир готовит из говяжьего головного и костного мозга. Он соединяет их с соусом песто и украшает чипсами – тоже из мозгов.

Тахир в курсе, что специалисты по безопасности предостерегают от употребления мозга в пищу. Еще свежа в памяти информация о вспышках коровьего бешенства. Его возбудитель содержался как раз в этих частях туши. Но ресторатор говорит, что в реальности проблемы такой уже давно нет. Тем более, что он доверяет своим поставщикам.

Вообще, если говорить о субпродуктах, важно их правильно и недолго хранить. Портятся они очень быстро.
- Любой субпродукт содержит в себе много влаги и много питательных веществ, - отмечает Анастасия Семенова, зам.директора Научного центра пищевых систем им.В.М.Горбатова. – На них спонтанно и очень быстро размножаются микроорганизмы. Важно, чтобы туда никто «лишний» не мог попасть. Самое безопасное – покупать субпродукты от известных производителей и в герметичной упаковке, а не просто в пищевой пленке. Хотя на крупных рынках контроль, как правило, тоже налажен.
Важно, чтобы рядом с любым субпродуктом (кроме, пожалуй, печени) при хранении не было много сока. Он комфортная среда для развития микробов. Впитывающая салфетка в упаковке спасает далеко не всегда.
Рассказ о субпродуктах был бы, конечно, не полон без упоминания ливерной колбасы, сделанной из смеси разных потрохов. Когда-то она считалась дешевой заменой нормальной колбасе. Но в последнее время медики начали смотреть на нее по-новому.

Конечно, она тоже очень жирна и калорийна. Но зато в ней больше витаминов. Особенно в яичной ливерной, где основу составляет печень. А еще долгая варка позволяет не использовать самый популярный колбасный консервант – нитрит натрия, - который по данным некоторых исследований в организме превращается в канцерогенные нитрозамины. Так что ливерная колбаса для здоровья лучше, чем обычная.
Остался последний вопрос: накапливают ли субпродукты, особенно печень, все вредное? В лабораторию были сданы образцы говяжьей и куриной печени. Ничего тревожного найдено не было. Оно и не удивительно. Печень – это не губка и не фильтр, который впитывает разную гадость. Механизм ее работы – абсолютно другой. Она как лаборатория вырабатывает кусу биологически-активных веществ. А также участвует в кроветворении. И потому богата, например, железом. С ее помощью можно подправить низкий гемоглобин. Плюс печень содержит огромное количество витаминов. В первую очередь, витамины А и В12. В меньших количествах имеется витамины В3 и В6.

Но есть и обратная сторона медали. Из-за большого количества витамина А печенка, как ни странно, может быть опасна для беременных. Подтверждено, что избыток витамина А приводит к образованию пороков развития у эмбриона.
Любые субпродукты лучше есть умеренно. Потому что в них, например, содержится много пуринов. Из которых в организме образуется мочевая кислота, опасная при подагре или проблемах с почками. В целом же плюсов у потрохов больше, чем минусов.
Во-первых, это отличный источник витаминов группы В. Во-вторых, жира здесь меньше, чем в мясе. А значит, и калорийность ниже. Ну и у каждого вида потрохов – своя польза.
* * *
Лучшие видео о русской кухне и ее истории на нашем с Ольгой Сюткиной youtube-канале. Подписывайтесь:
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →