Честно говоря, меня так и потянуло перефразировать известный роман при виде этого сообщения. Вот читаем и брови у нас лезут вверх:
На пятом Всенародном фестивале каши, планируется заварить одну из самых загадочных каш - рисовую, которая отмечает в 2017 году юбилей! Ровно 230 лет назад казаки привозят «сарачинское пшено» на русскую землю, с тех пор оно уже не сходит со столов наших сограждан. И сегодня рисовая крупа одна из самых популярных! Фестиваль состоится 24 июня, открытие в 12.00 . в городском саду г. Кашина Тверской области.
ВСЕНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАШИ В КАШИНЕ символизирует единство народов России: «заварить кашу», стать «однокашниками» на этом событии предлагается всем участникам. Идеология Фестиваля каши – здоровый образ жизни и питания, встреча исторической кулинарии и современных новаций, возвращение к корням и восприятие наследия подрастающим поколением.
Фестиваль каши в Кашине – одно из тех событий, которое строит здоровый и процветающий образ нашей родины – России!
Почему я удивился? Да по самой обыкновенной причине. Вы не поверите: никакого юбилея попросту нет. Все это выдумка от начала и до конца.
В своей книге «Непридуманная история русских продуктов» (да и в этом журнале тоже) мы довольно подробно останавливались на судьбе риса в России. Почему он назывался «сарацинское пшено», когда появился, как использовался. Ну, вот и пройдемся по источникам:
Рис издавна завозился издалека – из Средней Азии, Туркестана (или, как тогда говорили, Бухарии), отчасти – с Ближнего Востока, из Ирана, Турции. В общем – от мусульман, или сарацинов. И хотя В. Похлебкин указывает на проникновение риса на Русь лишь в XV веке через Венгрию и Украину, продукт этот был известен у нас и гораздо раньше. Невозможно представить себе азиатские, поволжские контакты русских купцов без знакомства с рисом.
Вдоль южной границы Руси ходили караваны, доставлявшие товары из Азии в Европу и Северную Африку. Отряды россов сталкивались с хазарами, тюрками. Так что на самом деле узнать, что такое рис, и включать его хотя бы иногда в свой рацион возможности у наших предков были.
Но тут есть один нюанс. Понятно, что рис приходил на Русь гораздо раньше, может быть, еще и до монгольского завоевания. Но о тех временах летописи умалчивают. А в документах XV–XVI веков этот термин употребляется широко. Вот отрывок из рукописи начала XVI века из собрания Кирилло-Белозерского монастыря: «Пшено сорочинское, крупы ячныя и гречневы, и овсяны, горох».
Вот царская грамота Алексея Михайловича от 1692 года:
В «Росписи царским кушаньям» (1610–1613 гг.) читаем: «На блюдо ухи курячьи шафранные, а в нее куря, 4 золотники шафрану, золотник корицы, полгривенки пшена сорочинского…». В качестве альтернативы: «На блюдо пирогов столовых, а в них лопатка муки толченые, чумичь пшена русского…». Или вот просто своими глазами скан посмотрите:
Или вот еще – век спустя известный русский просветитель Николай Новиков пишет: «Еще ко грубым кушаньям относятся… всякие огородные и полевые плоды, как то: горох, бобы, чечевица, пшено сарацинское». А сочинение-то это издано еще в 1784 году. Да-да, ровно за 3 года до того «казаки привозят «сарачинское пшено» на русскую землю» (по версии кашинского юбилея).
Но, кто же, кто выдумал этот исторический конфуз с фестивалем? А что там долго искать. На том же сайте находим следы нашего фантазера.
Вы угадали. «Великий историк и кулинар» Максим Сырников и тут отметился. Именно следы его жирных пальчиков мы и находим во всем этом патриотическом вранье.
Поздравляю тебя, Максимка! Устал уже тебя носом макать в твои же собственные глупости.