Вот и Суздальский край был славен ими. Так, в городе по писцовым книгам XVII столетия значится: «Из общего числа дворов 631 - 109 принадлежали ремесленникам, а именно: 16 дворов - сапожникам, 13 кузнецам, каменщикам - 12, портным - 9, овчинникам, мясникам и плотникам - по 6 дворов, колотильникам, гвоздильщикам, кожевникам и иконникам - по 3 двора, серебряникам, хлебникам, калачникам, колпачникам, войлочникам, луковникам, солодечникам, скорнякам, кирпичникам, дегтярям и зеленщикам - по 2 двора...». Видите, «солодечники» - заготовители сырья для пивного производства.
А в Покровском монастыре Суздаля (основан в 1364 г.) на чертеже XVII века, наряду с хозяйственными постройками: конюшней, кузницей, монастырской поварней, «где готовилась пища для братии»[1], есть и пивоварня.
В 1719 году в Суздале случился пожар, захвативший посад и кремль с архиерейскими покоями. Так «на архиерейском дворе сгорели четыре деревянные житницы, в бревенчатых сусеках которых хранилось 664 четверти ржи, овса, гороха, ячменя и солода ржаного и ячменного, который шел на варку пива. Здесь же находился ледник с амбарами деревянными, каменный погреб, или, как тогда называли, «выход», с деревянным амбаром над ним».
В монастырской хронике читаем, что в 1755 году кузнец Петр Калинин делал в Спасо-Евфимиевом монастыре в поварне «для варения про общей монастырской расход пив и квасов» новый котел из сибирского железа весом 26 с половиной пудов. Тогда же было куплено 11 пудов хмеля «для клажи в монастырские вари пив».
Как видим, монастырское пивоварение процветало в Суздале, и крестьяне, варившие пиво здесь также должны были платить монастырю пошлину: «В наказе суздальского Покровского монастыря явка положена с чети (четверти) пива по деньге, и с пива с пуда по деньге. Троицкий Ипацкий монастырь брал с пива явки по 7 денег, да кто в печь поставит пиво по одной деньге.
Явку записывали в книги, и явленное питы; позволялось пить только в известные дни. Иверский монастырь наказывал: «А который крестьянин явитца к празднику сварить пива, и прикащику тех сел записывать, и велеть ему держать пиво день или два, а большое у кого случится - три дня»[2]. В боярских, монастырских, царских погребах помимо многочисленных квасов, морсов, и водок сохранялись брага, меды вареные и ставленные (первые варились, вторые только настаивались) различных видов: мед простой, паточный, белый, красный, боярский, ягодный, с пряностями, и конечно же, пиво!
Кабаки, или кружечные дворы были повсеместно, так сохранилось описание подобного заведения в Шуе (1710г.), где были «выход винный большой, пивные два выхода и новостройная питейная изба, да еще две избы, да приемнаго у купчин вина 750 ведер, пива 3260 ведр, меду 10 ведр, 3 четверти, 3 амбара хлебных, и запасу в них, приготовленнаго для кружечного двора, ржи 150 четвертей, овса 200 четвертей»[3].
Цены на пиво, были следующими: «в 1696 по 4 алтына за ведро, в 1702 г. в Шуе стоило по 3 алтына, обходясь казне по 9 денег (алтын - серебряная монета в 6 денег или в 3 копейки, деньга – полкопейки или две полушки). В 1719 г. согласно торговому уставу пиво должны были продавать по 12 копеек за ведро». А держали пиво обычно «в открытых чанах, из которых всякий, пришедший на кружало, зачерпывал себе ковшом и, чтобы не пролить на пол, пил над чаном, куда пиво стекало по бороде»[4].
Своего пика промышленное пивоварение в дореволюционной России достигло в 1913 году. Русские купцы строили пивоваренные заводы не только на территории Российской империи, но и в соседних странах. Например, завод «Медведь» был основан в г. Суйфынхэ в Китае в 1913 г. Кстати и сегодня большинство надписей на этикетках этого завода, в том числе и его название, остаются на русском.
А пивоваренный завод, основанный в 1819 г. на территории Великого княжества Финляндского в Гельсингфорсе (Хельсинки) русским купцом Николаем Петровичем Синебрюховым, до сих пор бережно хранит память о нем. Хотя и носит название, являющееся лишь сокращением от фамилии основателя – «Кофф» (от Sinebry-choff). Это крупнейшее пивоваренное предприятие в стране. Так вот, сам купец Синебрюхов родился в Гавриловой слободе Суздальского уезда в 1788 году. Он принадлежал второй гильдии и имел собственный дом возле Суздальского кремля.
Проблема Суздаля начала XIX века - отсутствие возможностей приложения капитала. После разорения Москвы Наполеоном туда приехало немало людей, обладающих деньгами. Туда приезжают врачи, торговцы, аптекари, потерявшие свое дело в Москве. Но, увы, неразвитость суздальского хозяйства оставляла мало возможностей для вложения этих средств. Вот почему многие купцы, которые впоследствии немало сделали в обеих столицах Российской империи, оставляли родные дома и уезжали в Москву и Санкт-Петербург.
В начале ХIХ в., после присоединения Финляндии к России, многие «деловые люди» отправляются туда. Были среди них и братья Николай и Павел Синебрюховы. Они-то и занялись там торговлей и построили пивоваренный завод. Одна из немногих официально фиксированных записей о Николае Синебрюхове относится к первой половине ХIХ века: в 1819 г. русский купец Николай Синебрюхов получил право на производство пива в городе Гельсингфорс (Хельсинки).
Николай Синебрюхов (1788-1848)
13 октября 1819 года и сегодня считается днем рождения пивоваренной промышленности в Финляндии. Так суздальский купец Николай Синебрюхов основал одну из престижных пивоварен Европы.
Любопытно, что в Суздале проживал потомок этого купца. В советское время он вынужден был сменять фамилию Синебрюхов на Лужнова, так как многие просто смеялись над «неблагозвучной фамилией». Александр Николаевич Лужнов долгие годы работал в строительно-монтажном управлении «Суздальстрой». Некоторое время Александр Николаевич получал небольшие посылки фирмы «Синебрюхофф». Оказывается, в Финляндии более двухсот лет спустя помнили о корнях основателя знаменитой пивоваренной компании.
[2] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской академии наук. Т.IV (1645-1699). СПб., 1836. С.105.
[3] Прыжов И.Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. СПб., 1868. С.137.
[4] Пыляев М. Старый Петербург. СПб., 1887. С.118.