
Изучая жизнь дореволюционного Суздаля и Владимира, мы с Ольгой Сюткиной не раз сталкивались с любопытными фактами. Вот и теперь наткнулись на совсем уж вызывающий и неполиткорректный случай. У нас, ведь, сегодня поощряется думать, что в России начальство воровало всегда – это русская народная традиция. Ан, нет. Бывали и другие времена.
Николай Ильич Шаганов удостоился быть включенным в книгу «Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы» (1898). Долгое время работал он на весьма «скользкой» должности надзирающего за водочными откупами. При этом, надо сказать, не запятнал себя никакими скандалами. И оставил о себе добрую память. Почитаем и мы о нем:

«То было время господства винных откупщиков, которые строго оберегая свои интересы, устанавливали целый штат служащих, обязанных следить, чтобы хозяйское добро даром не пропадало. И чтобы не было какого-либо подрыва их торговли. Из числа служащих особенно выделались управляющие, поверенные и стражники.
Н.И.Шаганов поступил на службу при винных откупах сначала поверенным, т.е. нечто вроде ревизора торгующих вином «целовальников», а потом дослужился до управляющего уездом. Обязанности его состояли в ежедневны занятиях в питейной конторе, в водочном подвале, где получаемый с водочных заводов спирт перерабатывался на вино, наливки и в, так называемый, кабацкий ром. В уезде же он должен был по временам ревизовать кабаки и кордоны.
Кордонами назывались пункты на границах уезда, где на всякой проезжей дороге был стражник, обыкновенно из отставных солдат, вооруженный длинным железным «щупом». Щуп этот стражник имел право запускать в экипажи всякого проезжающего, ощупывая - не везет ли тот из другого уезда водку и, в случае нахождения, отбирал ее, как контрабанду.

Сверх того, на обязанности Николая Ильича лежало преследование «корчемников»; в его задачи входило и сношение с всеми уездными властями, а частию и губернскими, имеющими отношение к откупу.
Всякому уездному чиновнику обыкновенно отпускалась ежемесячная «дача» водки в количестве, глядя по чину, от 3 ведер до 1 четверти, а мелким – менее штофа. Уездные чины – сверх этой мзды – чествовались несколько раз в год обедами.
Известно, что бывший в 1852 году Владимирский губернатор Синельников проявил массу забот о благоустройстве города Владимира. Так только благодаря его стараниям была замощена торговая площадь. К этому губернатору явился как-то Н.И.Шаганов от своего откупщика с приношением. Когда Николай Ильич, откланиваясь после приема в кабинете, положил пакет на стол и стал выходить, Синельников остановил его.

Вскрыл пакет, пересчитал деньги и подал Шаганову книгу, чтобы он записал, что вносит столько-то денег от такого-то (Киселева) на благоустройство города Владимира. Приказал благодарить откупщика и просить и впредь не оставлять пожертвованиями на дела благотворительности. Откупщик, узнавши о такой «своей» благотворительности, одно мог подумать: «плохо дело – по-новому пошло»…

* * *