p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

Хмельная интрига

Думаете, это только сегодня перекупщики получают основную прибыль от крестьянского труда? Ничуть. Столетиями это происходило в России. И при этом нельзя сказать, что кто-то кого-то обманывал. Напротив, порой все превращалось в полудетективную игру – у кого нервы дольше выдержат.



Хмель издавна выращивался во многих местах Центральной России. Но далеко не везде его заготовка приобретала промышленный характер и становилась заметным фактором крестьянской хозяйственной жизни. Одним из таких мест стала Гавриловская волость Суздальского уезда.

Точных исторических данных о времени появления хмелеводства в этом районе нет. Но, по крайней мере, по писцовым книгам Гавриловского посада 7182—7185 годов (1674 — 1677 гг.) там уже существовал уже целый „хмелевой ряд". Мы же обратимся к не столь древней истории. А именно к началу XX века, к которому и относится этот живой сюжет. В 1917 году (да-да, подгадали) по заказу Владимирского Общества Садоводства и Огородничества была выпущена работа местного ученого Дмитрия Гуляева, рассказывающая о хмелеводстве во Владимирской области. Почитаем и мы эти увлекательные станицы:

Продажа хмеля в Гавриловском районе производится или скупщикам или через скупщиков, являющихся в таком случае чем-то вроде агентов-комиссионеров представителей пивоварных заводов, а иногда и просто более крупных скупщиков.

Скупщики исключительно местные. Их очень немного — два или три на весь Гавриловский район, так что конкуренция между ними почти совершенно отсутствует.


Суздаль, вид города при въезде в него с южной стороны
(
Фото А. Соболева, 1910 г.)


Местные скупщики всегда хорошо осведомлены относительно материального положения мелких хмелеводов своего района и держат их в своих руках довольно прочно.

Нуждаясь постоянно в деньгах, хмелеводы-крестьяне очень часто запродают свой продукт еще до сбора, чтобы получить в виде задатка нужную сумму денег.

И, конечно, всегда от таких коммерческих операций выигрывает скупщик, а проигрывает хмелевод, так как, скупщик, во-первых, лучше знаком с состоянием хмелеводного рынка, а во-вторых, видит нужду хмелевода и знает, что его можно поприжать в цене. Нередки случаи, когда скупщики выигрывают на ранних покупках от 50 до 100 и даже более процентов в цене.

Проигрывать же — скупщики никогда не проигрывают, так как они поддерживают постоянные сношения с теми лицами или фирмами, для которых обычно скупают хмель, и знают приблизительно и минимум и максимум возможных цен на хмель.

Скупщики действуют в районе всегда наверняка, предлагая вначале такие низкие цены, что только действительно сильно нуждающиеся хмелеводы, скрепя сердце, продают свой продукт. С более же или менее состоятельными хмелеводами, вернее с хмелеводами» не чувствующими еще очень острой нужды в деньгах, скупщики ежегодно ведут взаимную довольно остроумную игру, где шансы выигрыша все же на стороне скупщика.

Ранней осенью хмелеводы обыкновенно назначают на свой продукт ненормально высокие цены, а скупщики, обратно, ненормально низкие. Сговориться, конечно, не могут, расходятся и выжидают. Проходит неделя-две, скупщики немного повышают цены, а хмелеводы —понижают, но разница все же еще слишком велика и торг состояться не может.

Тогда хмелеводы начинают наблюдать за скупщиками, особенно если они односельчане, — много ли получает скупщик телеграмм от своих «крупных господ», для которых скупает продукт, и часто ли заезжают к нему люди «городского» типа, ибо каждый такой тип деревенским хмелеводам кажется покупателем хмеля.

Если телеграммы скупщику явление частое или если к скупщику нередко являются «городские» гости, — хмелеводы твердо держатся максимальных цен, считая, что в хмеле нуждаются. Если же телеграмм мало и гостей «городского» типа у скупщика нет — цены быстро понижаются, так как хмель, особенно полученный в крестьянских хмелеводных хозяйствах, часто не досушенный и плохо осеренный, продукт портящийся, который необходимо сбыть возможно скорее.

Учитывая массовую психилогию рядовых хмелеводов, скупщики обычно пускаются на хитрость.
Уговариваются с доставщиком телеграмм, чтобы он носил их по возможности вечерком, когда стемнеет, и не улицей, а задворками, чтобы никто из односельчан не мог его заметить.

Результат всегда получается для скупщиков очень приятный: нет телеграмм, значит—не очень нуждаются в хмеле и, следовательно цены надо понижать, рассуждают хмелеводы и так действительно и поступают.


Суздальские Торговые ряды


В годы же, когда цены на хмелевом рынке стоят очень низкие и спрос на хмель еще очень не велик, скупщики поступают иначе: просят доставщиков телеграмм в свободное время забегать к ним будто бы с телеграммами или же уговаривают кого либо из знакомых «городского» типа заехать в гости. Хмелеводы принимают все это за чистую монету и повышают цены. Само собой разумеется, что скупщики в такое время хмель не покупают, а только торгуются.

Этим путем, обыкновенно, скупщики отделываются и от нежелательных конкурентов: хмелеводы крепко держатся таких высоких цен, что конкурент вынужден махнуть рукой и уйти. Когда же время уйдет и хмель грозит попортиться от долгого лежания, а в хозяйстве хмелевода острее начинает чувствоваться нужда в деньгах, скупщик, смесь, рассказывает о своей шутке, и хмелеводы, ругаясь, несут хмель уже по очень и очень пониженным ценам, какие угодно предложить г. скупщику.

По свидетельству самих же скупщиков, цены на хмель при закупке его у крестьян всегда в среднем процентов на 50 ниже, чем цены, по которым сбывают его сами скупщики, при чем колебания цен в течение каждой осени довольно значительны.

*   *   *

Нередки случаи, что хмелеводы входят в сношения с торговцами-скупщиками хмеля из уездных городов Московской и Костромской губерний и отправляют им хмель мелкими партиями, часто гужевым путем.

Одно время скупщики Гавриловского района имели даже непосредственные сношения с Австро-Венгрией, куда и отправлялась большая часть урожая.

На месте для нужд населения губернии остается обыкновенно только ничтожная часть урожая, не оказывающая никакого влияния на величину торговых оборотов района.



Tags: Суздаль, Хмель
Subscribe

Posts from This Journal “Суздаль” Tag

  • Советский «Архиерейский» салат

    Несмотря на название, блюдо это - наследие советского периода. Вернее, стилизация под старинную кухню, созданная в 1970-е годы в Суздале специально…

  • Тарелка как машина времени

    Не задумывались ли вы над тем, что посуда – тоже важная часть нашей кухни. Ведь, тарелки с надписью «Общепит» вызывают одни кулинарные ассоциации. А…

  • Конец советского наследия

    Остатки советской эпохи исчезают не только в промышленности или культуре. На днях был в Суздале и услышал эту грустную историю. Очень она…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments