
Консервы «Завтрак туриста» появляются у нас в конце 1950-х годов. По существу, это продолжение выпуска полюбившейся потребителю тушенки. Только в новом виде и качестве (обычно, проигрывавшем «военной» тушенке, выпускавшейся по строгим стандартам). Консервы эти производились в нескольких вариантах. Согласно ГОСТу 1976 года, консервы мясные «Завтрак туриста» могли делаться из «выдержанного в посоле с пряностями свиного, говяжьего или бараньего мяса». При этом (в отличие от тушенки) допускалось использование мяса II категории, свиной шкуры, сухожилий от говядины и т.п.
Что такое мясо II категории? - Категория мяса – это степень упитанности туши. Чем более развита мышечная ткань и чем больше в туше подкожного жира, тем выше категория. Вот как, к примеру, действующий ГОСТ определяет говядину II категории: мышцы развиты менее, впадины на бедрах; подкожный жир на небольших участках в области седалищных бугров, поясницы и последних ребер; кости скелета выступают отчетливо. В случае молодых животных отложений подкожного жира может не быть.
Кроме того, в советские времена был «Завтрак туриста», состоящий из ленивых голубцов (капуста с тефтелями), тушенка с гречневой кашей, а также рыба с рисом или перловкой в томатном соусе. Соответственно, последняя категория консервов редко пользовалась спросом и обычно надолго задерживалась на полках магазинов. В отличие от рыбных, мясной «Завтрак туриста» уже в конце 1970-х превращается в дефицит.
Сегодняшний интерес к этим консервам имеет под собой несколько мотивов. Во-первых, существенное падение жизненного уровня населения в последние два года способствует тому, что фокус внимания среднего потребителя перемещается от натуральных и свежих продуктов в сторону консервов и полуфабрикатов. И в этом смысле «Завтрак туриста» в его качественном исполнении – не самая худшая альтернатива. С другой стороны, постоянно акцентируемая в официальной пропаганде тоска по СССР и советским порядкам делает популярными многие старые бренды. Для некоторых производителей это превращается в маркетинговую стратегию. Часть рестораторов также использует эту ностальгию, возможно, в шутливой форме. Вот, к примеру, побывав в одном из лучших ресторанов Мурманска «Тундра», мы встретили такое любопытное блюдо. Оно так и называется – «Завтрак туриста».

Оно даже подается в консервной банке (без донышка), имитирующей те старые советские консервы из рыбы с перловкой. А дальше официант убирает «формочку», оставляя у вас на тарелке современное изящное кушанье.
Блюда мурманского ресторана – это, конечно, же шутка. Оно есть в основном меню горячих блюд. Но приготовлено, разумеется, уже по-новому в авторском стиле. А подача в виде советских консервов это лишь маркетинговый ход для того, чтобы приятно удивить клиента. Вот, к примеру, как там подают соленую красную рыбу (на закуску):

Конечно, это просто стилизация под советские рыбные консервы. Соленая семга в консервах никогда не производилась. А баночка, судя по форме, от селедки. Так что посетителя ожидает любопытный диссонанс: в знакомой с детства консервной банке лежит вкуснейший сегодняшний деликатес.
Почему же завтрак туриста из рыбы был гораздо менее популярен, чем мясной? Хотя, казалось бы, в походе рыба с рисом – не худший вариант. Тут произошло любопытное смешивание аудитории. Дело в том, что консервы «Завтрак туриста», даже исходя из названия, предназначались для плотной и сытной еды в походе, поездке. То есть там, где некогда готовить всякие салаты, компоты. А просто разогрел банку, съел и сыт до вечера. В этой связи они делались часто с кашами, перловкой, рисом. Говядина иногда была просто в виде тушенки. А вот рыба – всегда с крупами. И произошла закономерная вещь. Мясные консервы «Завтрак туриста» в виде чистой тушенки ценились ввиду дефицита мяса в СССР. А вот рыбным с перловкой приходилось конкурировать с разнообразными советскими консервами из «чистого» продукта – от кильки в томате до печени трески. Понятно, что консервы с кашей проигрывали им во вкусовом отношении, хотя и были более питательными.

Делают ли этот «завтрак туриста» сейчас? Да, производят. Простое гугление даем немало результатов. К примеру, в мясном варианте это ООО "Барышский мясокомбинат" ООО «Старорусский мясной двор» и другие.
Советская тематика и символика еды – это важная тенденция в нашей сегодняшней гастрономии. С учетом публично одобряемого на сегодня тренда «возврата в СССР», эта мода стала в последние годы вполне осязаема. Возрождение советских брендов – конфет, алкоголя, печенья, консервов – все это наглядные показатели их популярности. Проявляющаяся массовая тоска по советскому хлебу (в реальности не столь и хорошему) демонстрирует хороший потенциал для стратегии «мимикрирования» под все советское.
Интерес к этой теме проявляют и западные СМИ. Вот материал, вышедший на портале extracrispy.com (это «дочка» американского Time). Собственно, вышеприведенный текст и был моими ответами на вопросы интервьюера. В итоге вышло вот так
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →