Итак, главное: народу очень много. Вот действительно – очень. Не знаю, как там все эти разговоры о том, что книга умирает, все уходят в интернет… Ну, не могут даже несколько десятков издательств заполонить своими работниками огромный павильон. К тому же, постояв у входа, ясно видел, приток людей с билетами – человек 50 в минуту.
Кто участвует? Наряду с «грандами» (Эксмо, АСТ, Олма, Просвещение и т.п.) представлены масса региональных издательств. При этом, конечно, основная публика там, где действие, – у двух сцен АСТ и Эксмо. До остальных (в дальнем конце павильона) доходят явно не все. Их немного жалко, но таковы «волчьи» законы издательского мира. Некоторые интересные издательства просто не были в этот раз представлены. Например, «Терра» или «Черновик». Жаль, потому что мы вынашивали планы массовой закупки «кулинарки». Помню, как пару лет назад на стенде «Терры» приобрели фактически за полцены с десяток томов переизданной «Хорошей кухни». Эх-х-х, были времена.
Очень много истории. Начиная от исторических детективов и кончая серьезными монографиями. При этом ощутим крен в сторону СССР – символики, событий, нового прочтения и т.п. Мода на все советское ощущается очень явно. Хорошо это или плохо – отдельный вопрос, но издатели явно чувствуют тенденции и общественные настроения.
Вот было бы у меня полно времени (где мои студенческие годы?), я бы провел на выставке целый день. «Зачем?», - спросите вы. А очень просто. Каждые 30-40 минут на двух главных сценах выступают известные писатели, поэты. Люди, которых хочется слушать. Плюс и подписать у них книги можно (купленные за полцены).
Вот мы пришли в 14:30. И сразу уперлись в огромную толпу, окружающую сцену, где выступал Леонид Парфенов.
Непосредственно перед нами с Ольгой выступает Сталик Ханкишиев. Я, и правда, завидую ему! Завидую той кипучей энергии, которая прямо таки брызжет от этого человека. Завести зал, заставить его почувствовать во рту вкус и запах шашлыка («Мангал», - именно так называется новая книга Сталика), - это дорогого стоит.
Сразу после нас – Андрей Дементьев. Автор, которого не нужно представлять. С советских времен – он один из лидеров печатного рынка поэзии.
Ну, а мы – все про свое. Про кухню и кулинарную культуру страны, которая росла и изменялась многие века. Которая вдруг за двадцать лет превратилась из великой русской гастрономии Радецкого и Молоховец в не менее великий советский проект Анастаса Микояна.
«Ваше любимое блюдо русской кухни?» - этот вопрос задали, конечно, и нам. Ровно так же, как Сталика спросили о его любимом виде шашлыка. Что тут сказать? Правильно он ответил: они, действительно, как наши дети. Вот вам какой из своих детей больше нравится – старшенький или младшенькая?