
Расходы российских граждан на еду значительно выросли. Это подтверждают данные мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения, осуществляемого каждый месяц Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
Как утверждают организаторы мониторинга, на продукты питания россияне стали тратить больше половины зарплаты - 50,1%. Причем произошло это впервые за 8 последних лет. Ранее подобный рост наблюдался в мае 2009 года. Тогда на продовольствие россияне потратили 49,6% своих доходов.
С одной стороны, ухудшение уровня жизни населения обусловлено продолжающимся падением реальных доходов. По сравнению с первым кварталом 2015 года они сократились на 6,9 %. С другой стороны, россияне испытывают нехватку денег ещё и из-за роста цен. Продовольственные товары за год подорожали на 6,9 %, непродовольственные — на 9,7 %, а услуги — на 8,5 %.
Однако, исходя опять же из соображений теории, неплохо бы сравнить наши расходы на еду и европейские.

Германия, где домашние хозяйства тратят в среднем 11,7% своего бюджета на еду и напитки, - в числе лидеров европейского списка. Между первым и последними местами списка - разница более чем в 3 раза. Кстати, насчет культа еды. Вроде бы итальянские расходы, в полтора раза превышающие британские, подтверждают это правило. Но я никогда не думал, что самой «гастрономической» державой в Европе может быть Румыния.
В этой связи, мне кажется, что не менее важным фактором невысоких цен является конкурентная среда. А именно наличие в стране мощных сетей-дискаунтеров.
И здесь, к сожалению, нам похвастаться нечем. То есть сети в наличии. А вот насчет низких цен в них... Достаточно зайти в какую-нибудь «Пятерочку» или «Копейку», чтобы понять: низкие цены у нас – синоним низкого качества. А модная сейчас тема развития фермерского производства – не менее гарантированный путь к удорожанию продовольственной корзины. Поскольку отсутствие той же конкуренции в смежных отраслях – энергетике, ЖКХ – делает их продукцию непропорционально дорогой.

Интересно, что будет у нас с долей расходов на продукты в зарплате к концу года. Подозреваю, что в СМИ развернется мощная кампания: «Россияне – самая гастрономическая нация в мире».