p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

Омлет для космонавта - из женских рук или 3D-принтера?

Смеяться над тем, как фантасты представляли себе будущее, отчасти даже приятно. Поскольку чувствуешь себя сразу таким мудрым на фоне их детских взглядов из начала 1900-х. Представлений о том, какой будет Москва в XXI веке. Какие смешные дирижабли и подвесные трамваи, ха-ха. А вот наши современники-художники попытались представить себе советскую/российскую девушку 2061 года. И что же я могу сказать на это? Только два слова: не верю!


Среди десятков поданных на конкурс картин почти все поголовно связаны с космосом. Но это еще ладно. Лишь одна их этих работ показывает женщину за совсем не героическим делом. Но таким привычным и родным – готовкой еды для своего любимого.



Омлет для космонавта

Я, конечно, все понимаю: представление о будущем должно быть высоким и устремляющим к чему-нибудь героическому. Как и во всякие времена кризиса и тупика, это сегодня востребованный общественный тренд – искать в придуманном будущем смыслы, отсутствующие в настоящем.  Но отчего это забота женщины о своей семье не попадает в список добродетелей 2061-го года?

Кстати, любопытная дискуссия о роли женщины состоялась на портале wonderzine.com. Их корреспондент попросил Ольгу Сюткину ответить на вопросы о том, женское ли это дело «готовка пищи». И опросил еще немало экспертов. Вот отрывки из того, что получилось:




- «Нет никаких сомнений, что во все века на кухне заправляли в основном женщины. Хозяйка большой семьи (а другими они на Руси зачастую и не были) издавна была ответственна за её питание. И, вставая до зари, выгребала из печи остывшие за ночь угли, разводя огонь для завтрака», — подтверждает Ольга Сюткина, эксперт в области кулинарии и автор книг по истории русской кухни.

«Приготовление пищи, сытной, вкусной, а затем и вовремя поданной — залог удачного существования общества, где мужчина — глава семьи, защитник и опора, а женщина — надёжный тыл. В домодерновую эпоху распределение социальных ролей, особенно вне элит, чаще всего и происходило подобным образом. Прибавив сюда отсутствие права на профессии, которые не считались сугубо женскими, получим женщину, полностью соответствующую ожиданиям носителя стереотипа», — отмечает культуролог Оксана Мороз, руководитель независимого исследовательского проекта «CultLook».

Переосмысление роли женщины на кухне начинается в Новом времени. В 1897 году был издан первый тираж книги Августа Бебеля «Женщина и социализм», в которой автор называет частную кухню «учреждением, напрягающим до предела силы женщин, отнимающим и растрачивающим их время; местом, где они теряют здоровье и настроение, предметом постоянных забот, пережитком».




К началу XIX века женщину-кулинара всё чаще вместо «стряпухи» и «поварихи» начинают именовать «хозяйкой». «Это справедливо и логично. Ведь она, по сути, хозяйка дома, кухни, на которой держится семья, — отмечает Ольга Сюткина. — „Подарок молодой хозяйке“ — такой заголовок имела известная книга классика русской кулинарной литературы Елены Молоховец. „Благодаря моей книге, — писала она, – наши русские дамы [дворянского происхождения] прекратили смущаться вести своё домашнее хозяйство и показываться у себя на кухне“. Это немногим известное письмо Молоховец подвело своеобразный итог роли женщины-кулинара в России. От крепостной стряпухи, наёмной поварихи, работающей в барских домах, — к хозяйке, понятию, которое применительно даже к современной женщине мало изменилось. Независимо от материального положения, семейного статуса, условий жизни современная женщина в представлении большинства — хозяйка своего стола, своего дома».

В советское время был популярен лозунг «освободим женщину от кухонного рабства». На прилавках магазинов начали появляться консервы и супы, закатанные в банки, а женщины вышли на работу с правом занимать руководящие должности. Казалось бы, дышать стало свободнее, однако, согласно статистике 1978 года, женщины всё равно занимались домашней работой, в том числе и готовкой, в три раза больше мужчин: матери несовершеннолетних детей, помимо основной работы, трудились дома 35 часов 45 минут в неделю, отцы — 13 часов 25 минут в неделю.

В это же время на Западе пытались донести, насколько губительным может быть кухонный сексизм. «Для иллюстрации подойдёт известная работа американской художницы Марты Рослер, которая называется „Семиотика кухни“ 1975 года, — рассказывает культуролог Оксана Мороз. — В видео автор в алфавитном порядке называет и показывает предметы кухонной утвари, совершая при этом жесты, характерные для работы с этими инструментами. Правда, её жесты подчёркнуто утрированы, она орудует вилкой, ножом для колки для и даже прессом для гамбургера так, как доведённая до отчаяния домохозяйка. Идея художницы была в том, чтобы показать, насколько насильственным может оказаться гендерное разделение труда в семейных отношениях».





«Современные российские женщины часто оказываются погребены под грузом непомерных социальных и биологических жёстких ожиданий, — продолжает Мороз. — С одной стороны, образовательные и профессиональные возможности, совмещённые с требованием современного общества быть успешной и эффективной, приводят к вниманию женщин к карьерным возможностям. С другой стороны, постоянные вопросы о матримониальном статусе, которые каждая из женщин после определённого возраста начинает слышать от своего окружения, заставляют задуматься о примате собственных биологических возможностей.

Наличие стереотипа „настоящая женщина должна уметь готовить“ в какой-то мере кажется лакмусовой бумажкой такого „транзитного“ существования женщины. Если горишь на работе, вряд ли сможешь уделить должное количество времени домашним заботам, в том числе приготовлению пищи. Но смирятся ли с таким положением дел домочадцы? Если ты хорошая домохозяйка, умеющая печь прекрасные пироги, достаточно ли этого для высокой самооценки, когда все подруги хвастаются совершенно другими и, кстати, монетизируемыми достижениями? А что делать, если ты домохозяйка, но совсем не готовишь? Или классный SMM-щик и борщ у тебя самый лучший в конторе?»




Исключением из стойкой связи «женщина — кухня» является мир профессионального поварского искусства, где всегда лидировали мужчины. «Профессиональный повар, работавший у хозяина или по найму, всегда был мужчина, начиная с „Домостроя“ (1550-е годы). И лишь с конца XVIII века в русской кухне открываются возможности для женщин-кулинаров. Вернее, начинается время, когда они становятся вровень со своими коллегами-мужчинами в общественном мнении как профессионалы. Уже одна из первых российских поварских книг так и называется: „Старинная русская хозяйка, ключница и стряпуха“. Написанная ещё в 1790 году русским писателем Николаем Осиповым, она и посвящается женщине: „Её благородию, милостивой государыне моей Анне Григорьевне Усовой“», — рассказывает Ольга Cюткина.

Сегодня на профессиональной поварской сцене большинство партий исполняют мужчины. Они ходят по лесам, едят букашек, скрещивают молекулы, задают тренды и получают мишленовские звёзды. В мире есть яркие примеры того, что и женщина может добиться успеха на этом поле: любимая американцами Джулия Чайлд, Анн-Софи Пик, женщина-шеф с тремя звёздами Мишлен, феминистка, журналистка и повар Найджела Лоусон, Надя Сантини, лучшая женщина — шеф-повар в мире.

Однако успешных поваров-мужчин пока несравнимо больше. «Так что если посмотреть на проблему приготовления пищи не как на элемент „домашнего рабства“ женщин, а как на профессию, то никаких преимуществ женщин перед мужчинами замечено не будет. Равные возможности, конкуренция, а также понимание того, что любой труд может стать профессией, которая не имеет половой принадлежности, — вот, что является залогом спасения от стереотипов», — говорит Мороз.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Коньяк русского генерала

    Сегодня новые российские виноделы пытаются приблизиться к европейскому качеству. «Шато», «вилла», «винтаж» - эти слова мелькают в названиях наших…

  • Мороженое на карте СССР

    Советское мороженое – не только лучшее в мире (по крайней мере, так мы думали тогда). Но и самое многонациональное. И наряду с красным галстуком,…

  • Откуда пошел русский сыр

    Причуды модного сегодня «политического» прочтения истории выносят порой на поверхность фигуры, совершенно бессмысленные и никчемные. А людей,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments