p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

А вот кому синий кофе? Дорого

Мастерство фальсификации продуктов питания совершенствовалось у нас веками. Сегодняшний «сырный продукт» без молока – это все детский лепет по сравнению с тем, как дурили нашего брата-покупателя в России XIX века. Вы, к примеру, слышали о том, что можно красить кофе?


Нет? – Тогда читаем журнал «Наша пища» за 1893 год и смотрим, что изменилось с тех пор:



... Было когда-то время, что вывеска «уксусный завод» обязывала хозяина завода выделывать «уксус», т.е. продукт уксусного брожения жидкостей с некоторым содержанием спирта. Теперь хозяин вывески «уксусный завод» может заменить это более или менее трудное, требующее запаса знаний и опыта, производство другим, более выгодным, более простым, более скорым – разведением водой готовой «уксусной кислоты» - пресловутой «уксусной эссенции». Прежняя вывеска обязывает его теперь лишь к наклейке прежнего этикета.

Вначале производители «уксуса», чтобы отличить свой продукт от продукта новаторов, стали называть свой уксус «натуральным уксусом». Тогда, чтобы оставить какое-либо сходство в производствах старом (менее выгодном) и новом (выгодном) производители суррогата уксуса из уксусной кислоты, не находя возможным по невыгодности оставить первую часть своего производства, изменили вторую и вместо этикетов с надписью «уксус», стали наклеивать этикеты «натуральный уксус», находя, вероятно, что они имеют ровно столько же права называть изготовляемый ими продукт, как уксусом, так и натуральным уксусом, так и всяким другим именем.



Материальные успехи их производства не могли не смутить производителей «уксуса». Не столь твердые в понятиях о добросовестности примкнули к лагерю новаторов, другие бросили производство, третьи – посильнее – еще сопротивляются в надежде, что когда-нибудь да будет же положен конец такой произвольной номенклатуре пищевых продуктов.

Но как не развязаны эти производители любого (по требованию рынка) уксуса из любой же (по качеству) уксусной кислоты, все же они прикрывались и вывеской «уксусный завод», и одним, двумя маточниками для показа их кому следует.

Но времена меняются.

Зачем прикрываться вывеской, когда можно производить открыто, даже за привилегией, всякого рода эссенции, препарат-сиропы, ароматические лепешки и порошки для претворения воды в вино, спирта в наливки, ликеры, специальные водки и т.п.

Мало того, что мы можем насчитать теперь десяток таких производителей, - это занятие стало столь почтенным ,что фабриканты начинают даже судом оспаривать друг у друга право на почетную привилегию помогать фальсификаторам и на днях мы будем иметь удовольствие быть слушателями одного крайне любопытного процесса о том, как «вор у вора дубинку украл».

Впрочем, мы должны оговориться, эти фабриканты не фальсификаторы, - нет, нет, они только производители продукта для фальсификации.



Цена за подкраску пуда кофе в один из упомянутых цветов – 35 копеек с пуда, а разницы в стоимости крашеного и некрашеного кофе от 1 рубля до 1 рубля 50 коп. И ведь, что курьезно. Кофе (не крашеный) более темных цветов далеко не всегда лучше более светлых сортов. Но, видите ли, у подкрашенного кофе «виду больше», «публика лучше берет» - вот и красят. В сортах кофе публика ничего не понимает, мало понимают даже и сами торговцы. Вот почему нередко в одном магазине вам под известным названием дадут один сорт кофе, в в другом под таким же названием совершенно другой сорт.

В Петербурге все-таки еще кое-какие сорта твердо установлены, что же касается провинции, то там все сорта спутаны и почему-то все плоские сорта идут под названием «Мартиник»,  а круглые «Мокка».

В действительности же больше всего идет в провинцию сорт «Порторико», сравнительно более крупный ,зеленоватый, маслянистый кофе.



Вот это незнание сортов и породило эту торговля «на вид», - вызвавшую существование целой фабрики для подкрашивания кофе. Вернемся однако к ней. Нам доставлены, как образцы крашеного кофе, так и три сорта красок: синяя, зеленая и черная. Окрашивание производится в особых цилиндрах (с решетками и без решеток внутри), емкостью от 10 до 15 пудов. Краски требуется от 1 до 1,5 золотников на пуд, глядя по тому, какой требуется оттенок. Для придания кофе маслянистого вида к краске подбавляют тальк. Краски, а также барабаны и др. нужные инструменты фабрика получала из-за границы, куда почтенный фабрикант ездил учиться у еще более почтенных сотоварищей по ремеслу.



Что касается вредности красок, - то нам известно лишь пока, что для черной краски берется графит. Следовательно, для здоровья этот цвет безвреден, и вредить может лишь карману.

Синяя и зеленая краски препровождены нами в городскую лабораторию, и мы надеемся, что раз они будут определены, то может быть указан и способ открытия подкраски ими кофе.



Tags: Кофе, Маргарин, Уксус, Фальсификация продуктов
Subscribe

Posts from This Journal “Фальсификация продуктов” Tag

  • Красный свет для жира и сахара

    Вы будете смеяться, но сегодня - День здорового питания и отказа от излишеств в еде. Еще больше вы станете смеяться, когда узнаете, что это «наш…

  • Шаурмяу

    Первые результаты обещанного Путиным прорыва в науке налицо. Российские ученые не подвели и сделали наиполезнейшее открытие. Которое как нельзя…

  • Сметану подделывают для нашего удовольствия

    Вы будете смеяться, но производители утверждают, что подмешивают в сметану крахмал исключительно по просьбам покупателей. Которые убеждены, что в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments