То, что вы увидите дальше – все это сделано по старинным традициям. Тесто - ржаная мука, вода и немножко соли. Делали их изначально на Рождество и дарили. Каждая фигурка имела свое значение.
Я продолжаю рассказывать о нашем с Ольгой Сюткиной путешествии по Мурманской области. И сегодня послушаем Ирину Волкову, краеведа и исследователя местных традиций поморов из поселка Умба на юге Кольского полуострова.
- Козули даже не красили, поскольку самым дорогим был цвет хлеба. Они могли быть более темными или светлыми. Это зависело от того, сколько раз их «купали» в воде. Судя по форме козуль, у новгородцев было много свободного времени. Все эти завиточки и разрезы – свидетельство очень тщательной работы. Поморам же особенно некогда было отвлекаться от каждодневного труда. В старых селах я видела козули в форме лошади, не очень аккуратно слепленной. Вот это и есть поморская козуля. Форма в ней не столько важна, как смысл.
больное место и уговорить его не болеть
Тесто замешивал обязательно мужчина. Поскольку считается, что то, что мужчина сделает своими руками из еды, - на это нельзя сделать никакой «наговор». На Севере есть колдовские кланы, то есть люди могут не колдовать, но сила у них переходит по роду, никуда не девается. Так вот ни одной козули не делалось пустой или плохой. Каждая имела свое значение.
А вот сами фигурки катали женки – здесь так женщин называли, - и дети. Мы ездили в экспедиции в глубинку. Так вот там, как-то бабушка нам сказала: «Я вам, милые, все рассказать-то расскажу, а вот катать козулю не буду. Душой не чиста. С соседкой поругалась, до сих пор не помирились». Действительно, к козулям было принято приступать, когда у тебя на сердце легко, когда никакого камня за душой не держишь.
У нас часто случаются споры со священниками, которым не нравится этот обряд. Вот, и отец Василий из Полярных зорь говорит, мол, «никогда поморы не гадали». Ну, «гадали - не гадали», но поднос с козулями накрывался платком, и каждый доставал оттуда то, чего коснется его рука. И по этой фигурке тебе был знак, что тебя впереди ждет. Причем все фигурки были «хорошими». Плохих предсказаний они не делали. Послушав батюшку, мы назвали эту традицию, не «гадание», а «дарение». Ведь, давайте не будем лукавить. Наши хороводы – это язычество, песни, блины – все язычество.
Человека, вытащившего такого оленя, скоро ждет серьезное сражение
в жизни, из которого он должен выйти победителем
Козули делают на праздники, скажем, на Рождество. Заказывают на свадьбы, дни рождения. Еду в Норвегию – беру с собой козули. Это самый лучший наш традиционный подарок, который можно «обыграть». Ты можешь ничего не понимать в истории, но какая-то радость от этих фигурок останется у тебя. «На хлеб и на соль супостата нет», - давняя поговорка. Так вот и не нужно противопоставлять их религии и православию.
на его хозяина в ближайшее время
Честно говоря, мы были одними из первых, кто стал готовить их для туристов. Денег в начале 2000-х особо не было. А вот этими нехитрыми фигурками я доставляли радость нашим гостям. Я стала читать про них. Еще не была Умба закрыта для иностранцев, как сейчас. В Мурманске в Техническом университете были курсы для них. Независимо от возраста и страны за месяц они учили немножко русский язык, немножко русскую кулинарию, фольклор. Заканчивали свое пребывание в России регатой у нас здесь, в Умбе. И вот эти козули. Среди них есть «венчальный олень». Человек, который вытащит такого оленя, если он в браке, то этот брак настоящий, на всю жизнь. А если он одинокий, то очень скоро он найдет свою половину.
Всегда на блюдо мы кладем козуль больше, чем людей. Чтобы не было разговоров: вот, мол, мне досталась последняя. Переводчица одной группы потом рассказывала нам, как ездила с ними одна финская женщина лет сорока. За пару недель весь мозг вынесла. Каждый разговор она заканчивала фразой: «Я так хочу выйти замуж, но нет никого достойного». Ну, и как вы понимаете, вытащила она того оленя. Через три месяца пришло письмо – таки вышла она замуж. Я тогда и поверила в эти козули. Потому, что человек, не глядя, берет то, что ему надо.
Сегодня финны и норвежцы приезжают к нам и говорят: «А вот нам рассказывали, что в России на Севере где-то есть волшебные фигурки, которые помогают замуж выйти». Когда мы начинали, козуля стоила 15-20 рублей. На сегодня она продается по 100-150 рублей.
И все-таки меня все время мучило то, что сказал батюшка. Вы, мол, православные, а с этими козулями носитесь. Но как-то услышала я старинную сказку. Не удивлюсь, что появилась она у нас еще из древнего Новгорода. Итак, пришло время Христу на свет появиться. Родители его оказались в городе Вифлееме. Не нашлось места им среди людей, и приютили их в хлеву. Животные всегда были более чувствительными и задолго ощутили приближение чуда. И когда родился Христос, и ангелы запели песни херувимские, кто-то из домашней скотинки подумал: «Господи, как хорошо, вот так бы и всегда рядом с тобой быть!» За то, что первыми они встретили его на земле, господь и сказал им: каждый год мы будем встречаться с вами. И на рождество вы будете приходить ко мне фигурками из теста.