Павел Сюткин (p_syutkin) wrote,
Павел Сюткин
p_syutkin

Categories:

С Болотной они пробирались на Красную площадь и в Кремль

Чуткие к политическим текстам читатели сразу насторожатся. И напрасно. Поскольку за прошедший век московские реалии слегка изменились.



И Болотная площадь в конце XIX века была всего лишь крупнейшим оптовым рынком овощей-фруктов. Торговцы-разносчики покупали там товар и потом уже – да, действительно – куда они только с ним не пробирались. Статья в журнале «Наша пища» за 1893 год рассказывает нам о том, что это за бизнес вообще был – разносная торговля.



В Москве сборище разносчиков можно наблюдать на известной Болотной площади, куда они ни свет, ни заря приходят для закупки фруктов и ягод. Кругов Москвы верст на 25 раскиданы то огороды, то сады. Летом каждый вечер с этих садов и огородов тянутся в Москву целые обозы, нагруженные овощами, фруктами, ягодами, грибами  т.п.

Придя в Москву, овощной, ягодный и фруктовый товар сосредотачивается на Болотной площади. Огородники устанавливают свои возы по линиям в несколько рядов. Громоздкие возы закрыты рогожами и крепко увязаны веревками. Чтобы показать, какой товар в возу, перед ним на земле лежит «проба» привезенного товара: например, несколько кочнов капусты, пучки лука, репы, моркови. Для торговли фруктами и ягодами на Болотной площади устроены деревянные навесы, разделенные на лавки, которые городскою думою отдаются с торгов на аренду.


Вербный рынок

Ягодники и садовники, приехав с вечера, раскладывают свой товар в корзинах и лукошках прямо на полу, рядами – сперва, положим, идет клубника, потом смородина и т.д. Опроставшиеся лошади отводятся поодаль от лавок, по колодам.
В 2 часа ночи на Болотную площадь стекаются маклаки, зеленщики и разносчики со всей Москвы. Осенью, во время фруктового сезона, собирается до 5000 народу, да возов с овощами около 1000.

Разносчики своею массою подавляют всех прочих представителей торговли на Болотной площади. С лотками под мышками, в белых передниках, они слоняются по рынку, тщательно высматривают товар и покупают, что называется, «всякого жита по лопате»: корзину клубники, корзину вишен, корзину красной смородины.

Чтобы ягодный товар не испортился, его берут понемногу, на один день, и потом снова закупают. Закупив товара, разносчики с Болотной площади прямо отправляются в город, для торговли вразнос. Кто купил много товара, те нанимают извозчика и везут товар к себе на квартиру. Целые вереницы разносчиков идут и идут с Болотной площади по своим квартирам.



Часам к 10 утра на Болотной все уже бывает «расхватано», распродано, и огородники и садовники с пустыми телегами возвращаются домой по деревням.

Поставив лоток с ягодами себе на голову и придерживая его правой рукой, разносчик ходит по шумным улицам Москвы, проберется на Красную площадь и в Кремль, или куда-нибудь в окрестности Москвы, на дачу – к услугам обывателей, отдыхающих на лоне природы. Таковы некоторые черты из жизни московских разносчиков.

В Петербурге мелкая разносная торговля также очень развита. В столицу приезжает множество крестьян, попытать счастья мелкою торговлей. Петербургский разносчик – общеизвестный уличный тип нашей столицы. Достаточно иметь «основного капитала» 5-10 рублей, чтобы деревенскому мужику сделаться разносчиком. Опытность и своего рода «плутоватость» приобретается навыком, а также из распросов у своих товарищей по ремеслу. Прежде всего, разносчик выправляет от городской думу «жестянку» на право торговли. За нее он уплачивает 3 рубля с копейками. Затем покупает деревянный «лоток», «весы», надевает белый, холщевый передник – и дело в шляпе: он становится профессиональным разносчиком. Остается только по сходной цене купить товар для продажи.

Преимущественно в разносчики идет молодой народ, деревенские парни, или же старики, которые, по преклонности лет, отыскивают для себя более легкое занятие.


Продавец свежей рыбы

В Петербурге есть огромные многоэтажные дома, и даже целые улицы, сплошь заселенные разносчиками. Некоторые дома близ Сенного рынка исключительно заняты ими. Своеобразную картину представляет огромный многоэтажный дом, сплошь заселенный торговцами.

Обыкновенно, квартиры подобного дома снимаются предприимчивыми «хозяевами» и «хозяйками» из простонародья; они впускают в свои квартиры «угловых жильцов»; причем «углом» называется часть квартиры, где можно поместить кровать. Число кроватей в квартире соответствует числу «углов». Разносчики платят за «угол» два-три рубля в месяц. По особому договору хозяйка приготовляет и кушанье для них. В каждой квартире помещается от 25 до 30 и более разносчиков. Днем их не бывает дома, они ходят с товаром по улицам, а к вечеру возвращаются домой. Неприглядна внешняя обстановка жизни в «углах»: теснота, духота, но зато она дешева. Содержатели квартир наживают большие барыши.

Достаточно и беглым взглядом окинуть разносчика, чтобы заметить, что свою неряшливость с свиного рынка он переносит и на улицу. Лоток со свежими ягодами стоит прямо на земле, не прикрытый ничем. Пыль садится на ягоды, и разносчик не обращает на это никакого внимания.

Вот он отвесил вам фунта два «крымского винограда», и вдруг запускает свою руку за голенище сапога, вытаскивает оттуда сверток бумаги, чтобы завернуть виноград. Вы начинаете протестовать, что виноград будет пахнуть дегтем от его смазных сапог ил, еще того хуже, потом от его ног. Но разносчик успокаивает вас, говоря, что все разносчики так торгуют, с той только разницей, что иной оберточную бумагу держит у себя за пазухой. Сама оберточная бумага, в которую завертывают товар, тоже внушает к себе невольное подозрение.



Продавец сбитня и булок. Петербург
Нередко можно видеть также, как разносчик, желая придать особый блеск и вид своему товару, например, яблокам, немилосердно натирает их передником или рукавом своего кафтана…

Кроме неряшливости второе качество наших разносчиков – это плутоватость. Каждый из них по натуре своей плут. Он плутует на все руки: и обвесит, и обмеряет, и товар подсунет не тот, который вы покупаете. Все это делается средь бела дня, как только покупатель зазевался, или покупатель неопытный, не умудренный еще жизнью.

Лоток разносчика – своего рода лабиринт. В одном месте напоказ лежит товар получше, «головка». В другом – похуже, «середка». В третьем – «хвостик». И наконец, в четвертом – отобрано самое, что ни на есть гнилье. Оно лежит где-нибудь в укромном местечке. Чуть покупатель зазевался, гнилое яблоко идет в счет, вместе с хорошими в пакет.


Разносная торговля на Марсовом поле в Санкт-Петербурге.
(Фото начала ХХ в.)

Продавая, например, яблоки, разносчик никогда не позволит вам самим положить их с лотка в пакет:

- Если сами будете класть, то стоит дороже! На выбор – дороже стоит! – говорит в этом случае разносчик, хотя вы берете товар именно тот, который покупали.

Нередко вместо одного товара сбывают другой, например, вместо копченого сига, сбывают костлявую копченую рыбу, жериха; вместо соленых ревельских килек – соленую салаку и проч.

Руководствуясь пословицей, что спрос в карман не лезет, разносчики запрашивают в три-дорога, кто сколько даст. Одному покупателю продадут дороже, другому дешевле. Покупателю, торопливо уходящему от лотка, тотчас же сбавляют цену почти наполовину.

Так как разносчик постоянно вертится среди оптовых торговцев – на рынке и среди многочисленных покупателей – на улице, то из него вырабатывается человек бывалый, видавший виды. Он тотчас же, по первому впечатлению, узнает, с кем имеет дело. И сообразно этому назначает цену за товар «по совести».


Торговка "голландской" сельдью

Какими товарами торгуют разносчики?

Главным образом продуктами питания. Смотря по времени года и по состоянию рынка, разносчики торгуют то рыбой, то фруктами, то дичью, то огородными овощами.

Относительно ягодного товара следует заметить, что, обуреваемые духом наживы, торговцы не дают даже поспеть ягодам: ранней весной на улицах столицы у разносчиком появляются совсем незрелые вишни, зеленый крыжовник и т.п. Разносчики охотно торгуют ими по дорогой цене, благо товар впервые появился на рынке, и цены на него еще не установились. А между тем, охотников на первую ягоду бывает много, особенно детей.

Собственно говоря, разносчикам строго воспрещается стоять на панелях со своими лотками. Полицейские городовые гоняют их с панелей, стращая «засадить под шары», т.е. в участок, хотя строго это запрещение остается мертвою буквой и вполне применяется оно разве относительно только Невского проспекта. Поэтому большинство разносчиков предпочитают ходить со своим товаром по дворам «на крик». Войдя во двор какого-нибудь многоэтажного дома, разносчик громко нараспев выкрикивает о своем товаре. Если вы в это время спали, то он, конечно, разбудит вас своим криком. И непременно до ваших ушей долетит крылатое слово, брошенное в пространство. Вы, несомненно, узнаете, что у разносчика имеются «огурчики зелены», которые он очень желает вам продать.

Во дворе любого дома целое утро и почти целый день раздаются неумолкаемые оклики разносчиков. Иная покупательница, не выходя из своей квартиры, может купить у них всю провизию для обеденного стола.

Многие разносчики торгуют из года в год по знакомым местам. Они аккуратно приходят раз или два в неделю с дичью, фруктами и т.п. И хозяйки охотно забирают товар у них. Некоторыми товарами торгуют исключительно женщины, например, селедками голландскими или "клюквою-ягодою».



Tags: История русской кухни, Торговля
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Высшая торговая мудрость. Или хитрость?

    Еще в Средние века русские купцы почитались среди иностранцев очень хитрыми, и запрашивали за свои товары непомерные цены, отмечал Сигизмунд…

  • Когда фаст-фуд был маленьким

    Наш сегодняшний фаст-фуд совсем не является порождением ни сумрачного американского гения г-на Макдональдса, ни его европейских собратьев. Вот уж…

  • Когда колбаса была без очереди

    В конце XIX века колбаса еще не приобрела тот культовый характер, что возник уже при СССР. Но стала излюбленным блюдом небогатой публики. Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments