
Очередная наша с Ольгой Сюткиной статья в свежем номере журнала «Хлеб&Соль» - про ревень. Ну, а поскольку рубрика называется «История со вкусом» - то, соответственное, и про его историю на Руси.
С ревенем существует одно историческое заблуждение. Большинство публикаций о нем отмечают, что впервые он появился в России в конце XIX века, когда известный путешественник Н.Н.Пржевальский привез из Азии его семена. Эпизод этот, конечно, имел место, и семена тангутского ревеня действительно были доставлены им в Петербургский ботанический сад. Но откроем «страшную» тайну: сам ревень на Руси существовал всегда. Это, считавшееся сорняком растение издавна росло вдоль плетней и дорог. И столь же давно использовалось оно в пищу.

В основном коренья этой травы употребляли с салатом. Впрочем, существовали и региональные особенности кухни. Так, описывая быт алтайских крестьян в середине XIX века, журнал «Русское слово» отмечал: «Стебли ревеня распариваются в печи и съедаются с медом, или идут на начинку пирогов, или варятся и дают ревенный борщ».
В столицах, конечно, кухня была более утонченной. Но и в ней находилось место ревеню. «Соус из него давно готовится в русских кухнях, и любим гастрономами», - писал еще в 1854 году журнал «Москвитянин». А какое было варенье из ревеня! «Стволы нужно очистить, т.е. ножиком снять пленку, которая сходит вдоль тесемочкой, затем чищенный ствол нарезать кусочками, положить в таз, всыпать сахар и поставить на огонь и все время помешивать лопаткою, а когда закипит, то мешать беспрестанно до готовности. Иначе цвет будет не зеленый, а коричневый».

Однако судьба ревеня определилась не его гастрономическими свойствами, а скорее лекарственными. Тесно связанными, тем не менее, с питанием. Дело в том, что из корня ревеня приготовлялся один из старейших лекарственных препаратов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта – повышающее аппетит, желчегонное, слабительное, общеукрепляющее средство. Это свойство корня было известно еще в древнем Китае (2700 лет до н.э.). Употреблялся он в Персии, откуда во времена античности попал в Грецию и Рим. Благодаря Марко Поло его использование возобновилось в средневековой Европе. Доставлялся он туда из Китая либо «шелковым путем» через Среднюю Азию, либо через индийский порты.
Все изменилось с XVII века, когда Россия стала активно «прирастать» Сибирью, распространяя свои торговые связи до Восточного Туркестана и Китая. Бухарские купцы быстро сориентировались и перенаправили свои караваны на север – в русские сибирские поселения, где ревень выменивался на пушнину. А вскоре русские стали напрямую взаимодействовать с китайскими торговцами. Ведь лучший ревень традиционно рос в провинциях Ганьсу, Сычуань и Юнань. С 1653 года Китай официально разрешил приграничную торговлю с Россией. Позднее для этого использовался Кяхтинский торг – огромная ярмарка (торговая слобода), развернутая в селении Кяхта, что вблизи современной российско-монгольской границы в Бурятии.

С XVII века существовала исключительная царская монополия на торговлю ревенем. Правительство неоднократно пыталось наладить экспорт корня этого растения. Так, сохранились сведения о том, как в 1656 году царь Алексей Михайлович отправил своего стольника Ивана Чемоданова послом в Венецию. Помимо политических целей были поставлены перед ним и две коммерческие задачи – продать партию (десять сороков) соболей и 100 пудов ревеня. Чемоданов специально провел для этого в Ливорно четыре недели. Впрочем, итальянские купцы сразу назвали ревень «худым», отметив, что «у них и своего, который привозится из Турции, залежало много». Пришлось Чемоданову с этим ревенем вернуться на родину, представ пред царские очи. Как деликатно пишут историки, по возвращении посла в Москву «о службе его после 1657 года сведений не сохранилось».
Сама же государственная монополия с короткими перерывами просуществовала до 1782 года. В Москве ревень оптом закупали английские купцы. Но более выгодными покупателями в течение почти полутора веков были венецианцы. После неудачи Ивана Чемоданова поставки ревеня в Венецию сухопутным путем все-таки удалось наладить. А расплачивались там за целебный корень знаменитыми венецианскими зеркалами, великолепным бархатом, хрусталем, дорогим парадным оружием. Многие зеркала Зимнем дворце и Эрмитаже были приобретены именно так – на «ревенные» деньги.

Ревень, именуемый сибирским, рос в России на юге Урала, на Алтае и в Саянах. В конце царствования Екатертины II власти предпринимали попытки к разведению копытчатого ревеня вблизи Усть-Каменогорска, Бийска, Кузнецка и Абакана. С учетом его морозостойкости, предполагалось, что он будет хорошо расти в нашем сибирском климате. На практике получаемые растения не могли сравниться с китайскими. Поэтому эксперименты вскоре сами собой прекратились.
А чуть более полувека - после двух «опиумных войн» англичан (а позже и французов) против Цинской империи - китайские порты стали открыты для международной торговли. В результате, к 1860 году Россия лишилась монополии на эту культуру и практически прекратила ее экспорт. А ревень после появления более действенных лекарственных препаратов вновь используется у нас в салатах и вареньях, рецептах ревеневого борща (щей), киселя, ревеня с медом и пастилы из него.