
Подавление венгерского восстания русскими войсками в 1849 году – не самая светлая страница нашего прошлого. И хотя русское вмешательство было осуществлено по просьбе австрийских властей, особой любви к нам среди местного населения это не породило. Напротив, русские войска встречались с настороженностью, хотя и старались не обижать мирных жителей.

Генерал-фельдмаршал И.Паскевич (1782-1856)
Впрочем, проблема возникла, как всегда, откуда не ждали. По условиям договоренности, австрийцы взяли на себя обязанность снабжения продовольствием русских войск. Конвенция об этом была заключена 23 мая 1849 года. Однако, пока велись эти переговоры, видя отчаянное положение австрийских войск фельдмаршал Паскевич приказал направить в Пресбург из Кракова одну сводную дивизию армейского пехотного корпуса под командованием генерал-лейтенанта Папютина. Дивизия взяла с собой провианта в ранцах на 4 дня, мяса, водки, фуража в вагонах также на 4-5 дней. Сверх того Папютину была отпущена значительная сумма на случай, если австрийское правительство не сможет предоставить достаточного довольствия. Штаб-офицерам приказано было выдавать во время пути на пищу по 1 рублю, обер-офицерам – по 50 копеек, а нижним чинам – по 10 копеек серебром в сутки.

Торжественное вступление русских войск в Краков на пути в Венгрию
А вскоре началось вторжение главных русских сил. 2,3 и 4-й корпуса русской армии, общей численностью около 150 тысяч человек и 40 тыс лошадей через Польшу вошли в Галицию - на территорию Австрийской империи. Чуть позже туда направлены части 1-го пехотного корпуса и 3-й резервный кавалерийский корпус. Для «удостоверения, будет ли в определенных количествах заготовлено продовольствие для наших войск» был командирован в Галицию полковник Федор Затлер. Изучив дела на месте, он составил нелицеприятный отчет.
Бумага была длинная с подробным перечнем припасов. А в заключение ее полковник Затлер присовокупил, что «вообще нельзя надеяться, чтобы Австрийское правительство было в состоянии из скудных запасов Галиции продовольствовать безостановочно нашу армию до новых урожаев. Поэтому необходимо усилить подвозы наших собственных запасов из Царства Польского».


Край был истощен попеременным занятием его то австрийскими, то венгерскими войсками. Хотя все городские мельницы были употреблены исключительно для перемола казенной ржи, не было возможности перемолоть в сутки больше 360 четвертей.
Получив донесение о столь плачевном состоянии дел, главнокомандующий распорядился:

Полковник снова решил объехать город в поисках спасительного решения. Он заглянул, наверное, в каждый двор, не оставил без внимания ни одно хозяйство. При всей разоренности до голода населению было далеко. Запасы ржи, зерна были почти в каждом амбаре. Но хлеб! Как все это превратить в муку на нескольких старых мельницах, не справляющихся со своей работой?

Ласло Патики (1857-1912). Мельница (Венгерская национальная гелерея)
По итогам венгерской кампании за отличное исполнение обязанностей Затлер был произведён в генерал-майоры и награждён австрийским орденом Железной Короны 1-й степени. 26 ноября 1851 г. награждён орденом св. Георгия 4-й степени.
А много лет спустя Федор Карлович посвятил себя военной науке. Он первый у нас разработал важнейшие вопросы снабжения войск. Показал своими сочинениями, какое громадное влияние оказывает на ход военных операций надлежащее устройство продовольственной части армии. К числу главнейших его трудов относятся: «Записки о продовольствии войск в военное время» (1860—1865 гг., 4 части), «О госпиталях в военное время» (1861 г.), «Несколько слов о продовольствии войск в Придунайских княжествах в 1853 и 1854 годах» (1863 г.), «Краткий критический обзор механизма армии в военное время во Франции, в Австрии, в Пруссии и у нас, преимущественно по интендантской части» (1867 г.)

Федор Карлович Затлер (1805-1876)