
Друзья приглашали поучаствовать в этом замечательном вернисаже. За всякой суетой до Питера так и не доехал. Но и проийти мимо такого события нельзя. Поэтому сошлюсь на подробный репортаж fontanka.ru, корреспондент которой побывал в библиотеке.
За уникальность отвечают книжные раритеты, но все-таки главный акцент следует сделать на определении «иллюстративная» – выставка дает весьма наглядное представление о том, что было доступно в продуктовых лавках жителям империи в недолгую эпоху расцвета российского капитализма и предпринимательства.
«Мы тоже пали под требованиями общества потребления – от демонстрации книжных раритетов опустились до рекламы мяса и пивных наклеек», – кокетничали организаторы, открывая экспозицию. Если рассуждать академически, то трудно переоценить значимость выставленных в зале Корфа исторических поваренных книг. Гости восхищались изяществом самого ценного экспоната – сборником рецептов «Французский пирожник», изданного в Голландии в 1655 году. Отечественные раритеты – помоложе, но их названия весьма красноречивы. В витринах можно увидеть «Новейший и совершенный парижский повар для городских и сельских жителей», «Ручную книжку для молодых хозяек», а то и «Прихотник или календарь объядения, указующий легчайшие способы иметь наилучший стол; с приложением Сытнаго Дорожника и с полным описанием лакомых блюд каждого месяца, также всех животных, птиц, рыб и растений, приготовляемых в последнем вкусе», увидевший свет в 1809 году.

На таком фоне даже хрестоматийные «Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец и тем более «Книга о вкусной и здоровой пище» кажутся чем-то почти родным. Но познакомиться с ними близко вам не удастся – в лучшем случае прочтете содержание страницы, оказавшейся на виду. И в этом смысле гораздо более информативными и просто интересными оказываются те самые экспонаты «невеликого художественного достоинства», до которых «опустилась» РНБ. В зале эстампов устроители выставки организовали самые настоящие торговые ряды, обширные стенды и витрины которых отданы под красочную рекламу, наклейки и обёртки товаров, входивших в привычный ассортимент дореволюционных магазинов.
Экспонаты отсортированы по отделам, как в настоящем гастрономическом магазине. Табак, шоколад, «конфекты», чай, молоко, мясо, рыба, вина и т.д. Но перед посетителем выставки встаёт нечто большее, чем «обжорная» энциклопедия. На прилавки выложена вся Россия – с бескомпромиссно имперским размахом.

Выясняется, что за минувший век изменилось многое, но кое-что осталось незыблемым. Как была от Риги польза только в виде шпрот, так оно и осталось. Популярностью пользовались также шведские и ревельские кильки. Одесса, помимо рыбных консервов, угощала еще и овощными. И сверх того – несомненное достижение для тех лет – искусственными минеральными водами. Сомнительную эстафету подхватил Петербург – только на плакате с Мефистофелем значатся уже «синтетические минеральные воды»: химическое происхождение товара тогда засчитывалось в плюс.
Весьма разнообразен алкогольный отдел: пиво-мед от известной фирмы Калинкина сменяется крепкими напитками от московского товарищества «Арабаджи и Ко» и кавказскими коньяками. А вот самые вкусные и завлекательные вина сплошь из Крыма: мурвед, вермут, опорто, кокур, крымский нектар – всех марок не перечислить.

После того, как выпить, наши предки любили покурить – выбор табака был огромен. Папиросы «Дессерт», «Гадалка», «Тарас Бульба», «Босфор», «Богема», «Фру-фру». Для особо эстетствующих – табак «Декадентский». И никаких ограничений: на ярких упаковках курят старые и молодые, мужчины, женщины и дети. Впрочем, здесь же расположен и сладкий ассортимент: фруктовая карамель Плетюхина с буколическими картинками, «Ягодная», «Стильная» и даже «Пушкин» со сценой дуэли на упаковке. А конфектный фабрикант Савельев уж точно опередил свое время и понял, как привлечь к своему товару максимальное внимание покупателей: его «Бабушкины сказки» обёртывались в фантики, на которых в больших количествах изображались котики. В целях сохранения стилистики к этим сластям, видимо, полагалось прикупить чая от товарищества «Сергей Васильевич Перлов» – там рядом с пиалой и злобным китайцем тоже приютился инфернального вида черный котэ.

Но отвлечемся от кондитерки с кофе и чаем. Посетителей ждет еще много открытий. Как старую знакомую мы встретим вековую приправу «Магги» (кто бы мог подумать). Она пережила все и всех – и мясной экстракт Либиха с их же бульоном «Оксо», и колбасы с технически усовершенствованного завода Конюхова, и белковину свежего молока «Плазмон-какао», укрепляющую мускулы и нервы, и сливки фирмы «Розентово», которые «без бацилл», и даже детское молоко с сексапильным названием «Фемина». Много было всего – и кто знает, во что бы переродилось всё это изобилие, если бы на смену великодержавной гастрономии не пришли аскетические советские годы с их борьбой за образцовый цех питания «Красный гвоздильщик». Сразу скажем – раздел, посвященный кухне СССР, вызывает гораздо меньшее слюноотделение.
Приурочив свою замечательную выставку к Женскому дню, коллектив РНБ сделал прекрасным дамам пусть и несколько сомнительный с точки зрения борьбы за равноправие, но поучительный подарок. Истина проста: пусть на кухне ты рабыня, но в случае успешного прохождения маршрута к сердцу мужчины недолговечное рабство обернется царственным правлением в остальные часы. Если, конечно, ассортимент продуктовых магазинов не подведет.
Приурочив свою замечательную выставку к Женскому дню, коллектив РНБ сделал прекрасным дамам пусть и несколько сомнительный с точки зрения борьбы за равноправие, но поучительный подарок. Истина проста: пусть на кухне ты рабыня, но в случае успешного прохождения маршрута к сердцу мужчины недолговечное рабство обернется царственным правлением в остальные часы. Если, конечно, ассортимент продуктовых магазинов не подведет.