p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

Патриотизм, свинина и школьный обед

Школьное питание во Франции организовано на зависть. Три перемены блюд, горячему предшествует овощная закуска. После горячего – сыр или йогурт, затем десерт, тоже на выбор, к этому всегда фрукты. Большая часть продуктов – органические. В регионах, к тому же, местные. Меню висит на улице, при входе, чтобы родители могли прочитать, что дают на обед их детям.

4

Радио RFI посвятило, однако, целое исследование этому меню. Поскольку многие родители читают его с напряжением. И спорят - не о том, насколько качественная на столах еда, с этим проблем нет. О том, могут ли ее есть все дети. Иными словами, что делать тем школьникам, которые не едят свинину?

В детских тарелках может оказаться бекон, может ветчина и колбаса – ничего необычного. Но если дома колбасу есть не принято, то ребенок останется голодным. Что говорит по этому поводу закон?

Что говорит закон?

1. Школа обязана накормить каждого ребенка, чьи родители пожелали оставить его на обед в школьной столовой. Вопрос об оплате оставим пока в стороне: в зависимости от доходов, семьи вносят плату за обеды или бывают от нее освобождены.

2. При этом, закон 1905 года, которому в этом году исполняется 110 лет, запрещает финансировать религиозные учреждения и любые отправления культа. Это тот самый закон, который определяет светскость французского государства: церковь во Франции отделена от государства, а школа – от церкви. Иными словами, если заменные блюда или любое изменение меню потребуют дополнительных расходов, школа может на них не идти.

Французская ассоциация директоров предприятий общественного питания Agores, пытается угодить всем и как раз и предложить усредненное меню – мясо в таких блюдах заменяют рыба, яйца, курица. Тем более что кроме халяльных блюд все чаще родители требуют от школы обеспечить для их детей возможность вегетарианского и диетического питания в случае, например, аллергии на арахис и другие орехи, лактозной непереносимости или целиакии – непереносимости глютена.

1


По данным правозащитных организаций, только 9 % родителей направляют просьбы, касающиеся религиозных ограничений в еде, зато 28 % родителей настаивают на существовании вегетарианского меню для их детей. Цифры, впрочем, не показательные – не всякий родитель будет поднимать вопрос халяльного или кошерного питания в столовой, и немало тех, кто прячет истинную причину вопроса под просьбой о вегетарианской еде.

3. Решение принадлежит разным инстанциям, но, в любом случае, не государству. В отношении начальных школ меню определяют городские власти, в отношении средних школ (коллежей) – департаментальный совет, а для лицеев, то есть для старших школ, - решение принимается на уровне регионов. Это значит, что в маленькой деревне ответственность лежит на ее мэре, который каждого ребенка знает в лицо. Как он решит вопрос, и зависит от этого знания. Хуже обстоит дело в больших городах.

Но государственные школы во Франции – не единственные. Есть и частные, и они, в подавляющем большинстве случаев, - так называемые «религиозные». Это означает, что церковь платит часть зарплаты учителям (еще часть идет от родительских взносов, и от государства). Из более 9000 частных школ около 300- еврейские, чуть менее 20 – мусульманские, несколько светских и протестантских, а остальные католические – более 97 %. В частные школы ходят 17 % французских детей.

В католических школах дети могут посещать катехизис. Те, кто не желает, - проходят в это время историю религии. Есть во Франции и еврейские частные школы, но они созданы именно для тех, кто желает воспитывать своего ребенка в религиозных правилах и, в частности, позволить ему питаться кошерными блюдами и в соответствии с религиозными праздниками.

3


Казалось бы, в католических школах никаких заменных блюд не требуется. И, тем не менее, в католической школе предлагают выбор: свинина или телятина. Решает директор – слово, в данном случае, принадлежит ему. Дело в том, что кроме детей из католических семей, здесь учатся дети без определенной религии, евреи и мусульмане. Так требует закон – принцип свободы вероисповедания записан в контракт, который школа заключает с государством.

Школу во Франции давно выбирают не по религиозному принципу, а в соответствии с практическими соображениями. Если по соседству хорошей государственной школы нет, дети отравляются в частную. Правилен ли такой выбор, тема для другой статьи и для других дебатов, которые во Франции тоже яростны и часты.

Но и вопрос о халяльных блюдах касается не только школы. Это общефранцузская дискуссия, вышедшая на политический уровень.

Вот так развивались события:

В 2004 году различные крайне правые организации, в частности, GUD, начали раздавать на парижских улицах вместо традиционного супа для бедных - тоже суп и тоже для бедных, но со свининой. Понятно, кто в Париже самый бедный, и понятно, кто свинину есть отказывается. «Добрые самаритяне» назвали его Супом для французов или Галльским супом.

В 2006 году Префектура полиции Парижа запретила раздачу супа со свининой на улицах города. После многочисленных апелляций в разные инстанции, Европейский суд по правам человека в 2009 году подтвердил первоначальное решение.

5


В 2010 году мэр города Рубэ в окрестностях Лилля высказался за запрещение продажи фастфудом Quick исключительно халяльных бургеров. К широкой общественной дискуссии подключилась Марин Ле Пен и заявила, что потребителя заставляют платить исламским организациям, сертифицирующим мясо как халяльное. Мусульманские же организации призвали Quick снова предлагать своим посетителям бургеры с беконом, потому что мясо в этих ресторанах, по их мнению, все равно халяльным не было. Невозможно, дескать, каждую курицу убивать вручную при таком обороте.

В 2012 году Марин Ле Пен снова вернулась к вопросу халяльных блюд, заявив, что, по ее информации, парижане вынуждены есть исключительно халяльное мясо, потому что только его производят все без исключения бойни Парижского региона. Боен в Парижском регионе осталось всего четыре, из них одна занимается свининой. Мясо, которое поступает из трех оставшихся, действительно, исключительно халяльное. Но в общем объеме потребления французской столицей его количество ничтожно. 5000 тонн из 200 000.

Халяльным мясо может считаться, если животное не усыпляют перед убоем, а его голова повернута к Мекке. Никакой единой службы, сертифицирующей соответствие мяса требованиям ислама, во Франции не существует. Министерство сельского хозяйства подчеркивает при этом, что при сертификации мясной продукции эти подробности убоя скота, не имеющие отношения к качеству мяса, не указываются.
В 2014 году все та же глава нацфронта, одержав победу на муниципальных выборах в некоторых городах, наконец, занялась и школьным меню. И, в частности, заявила, что в тех муниципалитетах, где мэром стал член ее партии, меню без свинины больше не будет.

Такие блюда – без свинины – предпочитали давать детям в школах некоторых городов, чтобы вопрос отпал сам собой. Не отпал: не только мэры нацфронта, но и другие города, в частности, Бриньоль (Brignoles) на юге страны, где мэр от Союза за народное единство, решили, что свинину из школьных меню изымать больше не будут. Полемика разгорелась после того, как одна из школ в окрестностях Монпелье устроила барбекью в конце учебного года, решив заготовить для праздника исключительно халяльные сосиски мергезы. В школе учатся, в оснвном, дети из мусульманских семей.

2


Включившиеся в полемику ассоциации родителей, журналисты и просто французы ссылаются на Хартию светскости, разработанную в 2013 году. Документ носит не юридический характер, а педагогический. Не указывает, а объясняет. Но проблему со столовыми она не решает.

Потому что столовая – дело не обязательное. Двадцать лет тому назад детей на обед чаще всего забирали домой. Во Франции это и сейчас несложно - обеденный перерыв занимает не меньше часа. Но в наши дни в столовую ходят три четверти детей. Почему? Потому что не стало домашних хозяек, бабушки реже занимаются детьми, женщины работают, забрать детей домой на час среди дня, да еще приготовить им обед, стало недоступной роскошью.

Жан-Жак Азан, глава Agores, пытается снизить накал дебатов. На посвященном гастрономии форуме в городе Туре, который проходил в октябре 2014 года, он был участником дебатов на тему религиозных требований к школьному питанию. Ну, не поест ребенок свинины. Или вообще не поест мяса, а съест яйцо, да и просто тарелку макарон с овощами, что здесь такого? – говорит он.

И действительно, не поспоришь, диетологи давно говорят, что белковой пищи и мы, и наши дети едим слишком много. Особенно грешит этим столовская еда. Проблема только в том, что для многих семей горячий обед в школе – единственный настоящий обед, который дети получают за день. Все упирается в растущую бедность населения. А халяльные блюда в школьной столовой становятся вопросом не только религиозного плана, но и социального.

Французская школьная столовая идеальна. А общество, разумеется, нет. История Европы уже знает случаи, когда людей дискриминировали по признаку принимаемой ими пищи. Американские ученые Дэвид Гитлиц и Кей Дэвидсон в ниге «Капля меда, жизнь и еда испанских марранов» рассказывают о том, как определяла испанская инквизиция, кто из так называемых «новых христиан» – крестившихся под страхом смерти евреев, исповедует новую религию только внешне, а на самом деле придерживается старой. Служанки и соседи доносили на тайных евреев за то, что те готовили шабатные блюда, и те отстаивали на костре свое право не есть свинину .

Католическая церковь поощряла потребление свинины именно с этой целью – отличать истинно верующих от подозрительных. Перед французской школой стоят совсем другие задачи, и ей приходится решать их в обществе, которое никогда не бывает идеальным.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments