Но, выясняется, что в XVIII-XIX веках подобные парники были всеобщим увлечением русского дворянства. Писатель Лев Толстой и генерал Николай Волконский, композитор Петр Чайковский и декабрист Владимир Раевский – все они отдали дань этому поветрию. Давайте просто посмотрим небольшой обзор того, как это все было устроено в усадьбах.
Сейчас много говорят о подземных теплицах, как о современном изобретении, но наши садоводы имели такие теплицы еще 150 лет назад. Одна из них сохранилась в поместье писателя Льва Толстого в Ясной Поляне.
Лев Николаевич был не только гениальный писатель, но и прекрасный садовод, аграрий, пчеловод. На своем небольшом участке он выращивал все необходимое для семьи овощи. Почти такая же площадь, что и под огород, была отведена русским парникам. Весной их набивали навозом, благо его накапливалось вдосталь: в имении были конюшни.
Подземную теплицу (она действует и по сей день) граф Толстой проектировал и обустраивал собственноручно в 70-х годах на месте сгоревшей в 1867 г. оранжереи князя Н. С. Волконского.
Снаружи она неказиста, с невысоким коньком и пологим остеклением. Зато снег быстро скатывается с крыши и в помещении довольно светло. Внутри же теплица двухуровневая, просторная и высокая, так как заглублена в почву (почти на 2 м). Земляные стенки, выложенные брусом, сохраняют тепло. Кроме того, в теплице устроена небольшая печь, поэтому в ней не только выращивали рассаду, но и держали круглогодично комнатные растения, померанцы, кофейные кусты, ананасы и абрикосы. Для полива рассады воду брали из прудов.
Сейчас активно ведутся работы по восстановлению давней усадебной традиции 18-19 веков, как выращивание кадочных культур. У Толстых плодоносили в кадках персик, вишня; у Тургенева — груши — в теплицах и оранжереях. У князя Вяземского таких кадок было под тысячу, у Тургенева тоже солидно: были зимние сады… После отмены крепостного права больше культур стали сажать в открытом грунте. Это, конечно, менее трудоемко — ведь теплицы надо топить, вентилировать…
В музейной теплице сейчас растут в кадках и гранаты, и инжир, и персики, и кофе. Когда-то Толстые выращивали кофе, смешивали с высушенными корнями цикория и даже возили в Москву на продажу.
Помимо популярного ландшафтного дизайна, которым увлеклись сейчас многие домовладельцы, раньше теплицы и оранжереи с экзотическими растениями были неотъемлемой частью дворянской усадьбы. Многие их владельцы держали парники, оранжереи и теплицы, в которых выращивались свежая зелень, огурцы, а также экзотические овощи, чтобы удивлять соседей. Причем работать в них не считали зазорным для себя и хозяева усадеб. Теплицы, как правило, строили из дерева, а для выращивания рассады строили каменные погреба.
Для многих дворян занятие овощеводством было серьезным увлечением, а порой вовсе одной из немногих радостей в жизни. Как, например, у сосланных в Сибирь декабристов.
Огурцы княгиня сеяла, причем собственноручно, на высокие навозные грядки во дворе за конюшнями. От заморозков, которые случались даже в июле, укрывала посевы «войлоком и коврами». «У меня, — писала княгиня свекрови осенью 1829 года, — есть цветная капуста, артишоки, прекрасные дыни и арбузы и запас хороших овощей на всю зиму». По записям, только соленых огурцов Мария Николаевна заготавливала до 50 бочек.
Огород и традиционные для XIX века подземные теплицы и парники были и в усадьбе семьи Чайковских в г. Воткинске, где прошло детство великого композитора. Усадьба не принадлежала семье Чайковских, а была собственностью Воткинского завода. Тем не менее, отец композитора очень старался разнообразить растительность усадьбы, чтобы как-то отвлечь от грусти жену-француженку и побаловать редкими овощами детей. Он распорядился устроить огород, утеплить прохудившиеся парники и возвести теплицу, которая гармонировала бы с другими постройками (ледником с ямой для хранения овощей, конюшнями, амбаром). Теплица была бревенчатая, с высокими и довольно широкими по тем временам окнами для хорошего освещения растений, имела форму буквы Г и отапливалась специальными печами. В ней была комната для садовника, который круглосуточно следил за обогревом помещения. Внутри теплица делилась на отсеки для дыни, арбуза, ананаса, рассады огурцов и цветной капусты.
Сам хозяин в теплице не работал, но внимательно наблюдал за растениями. Например, в апреле 1837 года он записал в своем рабочем журнале, что «огурцы уже по пятому листу». Наведывался И.Чайковский в теплицу часто и на уборку урожая приводил детей.
А что, может быть, и нам сейчас пойти по такому пути импортозамещения?