p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

Тайными изюмными тропами

Скажи: «и-и-изюм», - вот наш ответ на их человеконенавистнический «che-e-e-se». И действительно это сладкое слово издавна вызывало у россиян самые лучшие ассоциации.

Изюм


Если заглянуть в прошлое, станет понятно: изюм достаточно давно известен на Руси. Массовое знакомство с ним состоялось еще при татаро-монголах (т.е. в XII-XIII веках), принесших его из Средней Азии. Впрочем, нельзя исключить знакомство с этим блюдом еще во времена Киевской Руси через Византию: «…и прииде Олег к Киеву, неся злато и паволока и овощи и вина», — пишет Нестор о возвращении князя Олега из константинопольского похода (907 г). В любом случае, источников, подтверждающих ту или иную версию нет.

1


Интересно, что изюм настолько вошел в русский быт, что стал неотъемлемой частью обрядовой еды, приметой разнообразных ритуалов. Вот, к примеру, что пишет английский путешественник, посетивший в середине XVI века Московию: «Когда слюбятся обе стороны, жених посылает невесте сундучок, в котором лежат: кнут, иголки, нитки, шелк, холст, ножницы, и т. п…, иногда еще изюм, винные ягоды, давая ей понять: кнутом — если оскорбит мужа, то будет бита им; изюмом и плодами он обещает, что при хорошем своем поведении у ней не будет недостатка ни в какой хорошей вещи, ничего не будет слишком дорогим для нее»[1].

В поисках упоминаний об изюме в русских источниках обратимся к историкам, опирающимся в своих трудах на твердые письменные доказательства.   Наиболее авторитетным из них является Н.Костомаров, отмечавший в своей книге «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа» (СПб., 1887, с.126):

Костомаров

В 1839 году в Архивах Министерства иностранных дел был найдено несколько старинных списков (о чем было доложено на заседании Археографической комиссии князем Оболенским[2]). И среди них – грамота от «14 генваря» 1599 года, направленная Дворецкому и боярину Степану Васильевичу Годунову о посылке Кучумову семейству перца, шафрана, винных ягод, изюма, яблок и вина».

Подтверждение популярности изюма за знатными столами мы видим в «Расходной книге патриаршего приказа» (СПб, 1890). Согласно ей, во время Великого поста в феврале 1699 года патриарху Адриану в конце трапезы подавался «зварец гретый с пшеном да с изюмом» (с.IX). А 5 декабря того же года патриарх послал «на кормеж православной рати под Азовом… лакомства с приправами: мед, шафран, изюм» (с.XIV).

Описывая стол русских царей до XVI века, русский историк князь Михаил Щербатов (1733-1790), указывал: «Десерт их такой же простоты был; ибо изюм, коринка, винные ягоды, чернослив и медовые постилы составляли оный, что касается до сухих вещей… Привозили еще виноград в патоке, а свежего и понятия не имели привозить, ибо оный уже на моей памяти, в царствование императрицы Елисаветы Петровны, тщаниями Ивана Антоныча Черкасова, кабинет-министра, начал свежий привозиться»[3].

Михаил Щербатов-


И все-таки изюм в русской кухне – явно заимствованный продукт. Попытки производить его на нашей территории (скажем, в Астрахани) особого успеха не имели. Он всегда завозился из-за границы.  И здесь-то и возникает наша субботняя кулинарная загадка. В России издавна известно название самого лучшего изюма, связанное с его географическим происхождением. Итак, «изюм …-ский» - для нашего соотечественника XIX века это словосочетание было само собой разумеющимся. А известный русский путешественник ставил этот сорт изюма выше всех европейских и азиатских.

Загадка


Несколько лет назад мы побывали в том самом месте, где произрастает замечательный по своим свойствам виноград и делается тот самый известный на Руси изюм. Вот сделанная мною фотография тех мест. На них очень полезное сооружение, каким-то образом связанное со всем, что мы сейчас обсуждаем. Давайте вместе и попробуем отгадать: что это за изюм такой был, и для чего нужны были эти сарайчики?






[1] Известия англичан о России ХVI в. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. № 4. М. 1884. С.27.
[2] Журнал Министерства народного просвещения. СПб., октябрь, 1839. С.99.
[3] Щербатов М. М. О повреждении нравов в России // Русская старина, Том 2. 1870. С.20.
Tags: Кулинарная загадка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments