Павел Сюткин (p_syutkin) wrote,
Павел Сюткин
p_syutkin

Аппетитное чтиво

Очень странный все-таки жанр «кулинарная книга». Мы привыкли воспринимать ее лишь, как рецепты с картинками. Но ведь, если задуматься, эта ниша – просто необъятна. Впрочем, понять это легче, познакомившись с достижениями мирового гастрономического книгоиздания. Журнал "Гастроном" попросил нас еще раз поделиться воспоминаниями о Международном конкурсе кулинарных книг в Пекине. Что мы и сделали в августовском номере.

IMG_0679


Совсем недавно - 20-23 мая в Пекине состоялся финал Всемирного конкурса Gourmand Cookbooks Awards. Представители 187 стран приняли участие в нем. А вошедшими в шорт-лист стали авторы и издательства из 94 государств.

О том, что мы вышли в финал от России оргкомитет сообщил нам еще в декабре. Впрочем, тогда майский форум воспринимался еще весьма отдаленно. Но весна неумолимо приближалась. А с ней и перспектива поездки в китайскую столицу. Итак, что же такое Gourmand?

3


Кулинарный «Оскар» - так традиционно называют его журналисты. Последние несколько лет он проводится в Париже. И вот в 2014 году – Пекин. На самом деле ничего удивительного здесь нет. Китай на сегодня это крупнейший покупатель издательских прав. Именно здесь выпускается больше всего книг, связанных с кулинарией – рецептов, фотографий, истории, lifestyle. Их тиражи достигли 25% от всех книжных продаж!

Вообще в большом кулинарном мире все меняется очень быстро. Отправляясь в Пекин, мы были убеждены: законодателем книжной моды является Западная Европа. Оказалось, что это уже иллюзия. И мысль о том, что  лучшие книги там, где лучшая кулинария, ошибочна. Во Франции гастрономических книг издается очень мало. Более оптимистично обстоят дела в этом смысле в Германии. Резко рванула вперед Латинская Америка. По мнению специалистов, средний уровень их издания выше, чем в Штатах.

Перемены не только в географии, но и в качестве. Дорогие книги превращаются из раритетного фолианта, в привычный подарок. Скажем, в том же Китае: если раньше 50 долларов были пределом их цены, то сейчас и 150 – не редкость. Кстати, прекрасной иллюстрацией к этому была представленная на конкурсе работа Хестона Блюменталя «Historic Heston». Огромный том в 400 страниц увеличенного формата с уникальными иллюстрациями, качественной тканой обложкой даже на Amazone начал продаваться за 200 долларов. На выставке финалистов его уже порядком потрепали посетители, но люди подходили снова и снова. У нас к нему был свой интерес: с Блюменталем мы выступали в одной номинации – «Исторические рецепты». – «Ну, хоть рядом постоим», - тихо надеялись мы про себя.

IMG_0681
Монументальная книга Хестона Блюменталя по исторической британской кухне

А вообще-то самая модная тема – это электронные книги. Только вот в кулинарной области с ней не все так просто. Пока здесь люди явно предпочитают бумагу. Так, в США – лишь 5% гастрономических книг издается в электронном виде. В других странах и того меньше - до  2%. Бум электронных приложений и изданий для планшетов пока лишь краем затронул эту сферу.

Даже не чуждого кулинарной тусовке человека выставка может поразить. Около тысячи книг из десятков стран. При этом, таких экзотических, как Шри-Ланка и Пакистан. Кстати, пакистанский стенд напротив нас приятно удивил. Хоть и лежала там всего пара книжек, но изданы они были с фантазией и любовью. «Deliciously Yours» - книжка о шоколаде и десертах Лали Маджида стала открытием нынешней выставки.

В огромном зале на нескольких десятках столов разложены книги  участников. Лучше всего разглядывать их, пока идет выступление в конференц-холле. Как всегда, здесь представлены «гранды» издательского мира - «Фламарион», «Пингвин букс» и др. У них есть, чему поучиться. Это такая 100-процентно попадающая в целевую нишу продукция. В своей массе она, возможно, не хватает звезд с неба. Но точно высокопрофессиональна и продаваема. А что еще нужно для хорошего издательства?


IMG_0651
Председатель Оргкомитета Эдуард Куантро

Международное жюри во главе с Эдуардом Куантро выбрало победителей в целом ряде номинаций: книга года и лучший телеведущий, гастрономические книги разных частей света, издания для детей, кулинарные путешествия и т.п.

В этом году российская «команда» выступила успешно. Первые места в номинации «Лучшая книга телеведущего» - у Сталика Ханкишиева с «Мангалом». «Лучшая книга об итальянской кухне» - у Пиетро Ронгони. Вот ведь, парадокс. Французское жюри на конкурсе в Китае награждает работающего в России шефа итальянской кухни. Как все-таки мал наш мир! Ольга и Павел Сюткины с «Непридуманной историей советской кухни»  заняли второе место в номинации «Лучшая книга исторических рецептов». Не менее удачно выступили Андрей Эпельбаум и Павел Рабин с книгой «Ставшая легендой еврейская кухня».

IMG_0692
Съезд вечеринка победителей


Впрочем, главные результаты форума не в дипломах и фотографиях победителей. После возвращения нас часто спрашивали: а что вы получили от этой поездки? Так вот, основная задача конкурса все-таки в другом, – создать условия для обмена информацией, показать, как развивается сфера кулинарной литературы. И, наконец, просто познакомить многих авторов с иностранными издателями. А  они проявляли несомненный интерес к россиянам. Интервью с китайскими, японскими телекомпаниями следовали одно за другим. На финальной церемонии ряд издательств заявил, что им удалось подписать контракты именно в ходе книжной выставки. Многомиллионная китайская аудитория, - может ли быть что-либо более привлекательное для автора и издателя?

Вообще же итогов у конкурса немало. Над ними нужно думать, поскольку они совсем неоднозначны. Ясно, что мир кулинарных книг – это очень сложная среда. И простые сравнения – эта книга краше, а эта похуже – здесь не работают. В «зачет» идет множество факторов, которые ложатся «кирпичиками» в «призовые очки». Хотя скажем, даже для нас было немного неожиданным и, скорее, «политическим» решение о присвоении титула «Лучшая кулинарная книга года» работе группы колумбийских авторов о кухне рабов-африканцев, привозимых в прошлые века на острова Латинской Америки. «La cocina palenquera para todo el mundo» - изданный на благотворительные средства, этот альбом совмещает в себе интервью с потомками тех самых переселенцев и сделанные, похоже, суть ли не на iPhone фотографии блюд.

А Хестон Блюменталь тоже все-таки стал призером – первое место в мире за качество полиграфии.
Tags: Журнал "Гастроном"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments