
И здесь мы говорим не об отказе от русской печи – символа нашей национальной кухни. В городах (особенно столицах) с их многоквартирными домами на смену русским печам активно приходили плиты. Которые, хотя и топились дровами, были все-таки гораздо компактнее и удобнее в таких условиях.


Известный нам сегодня только по книгам и фильмам примус был шагом вперед по сравнению с керосинкой. Работал он уже без чадящего фитиля, также на керосине. Для его розжига требовалось с помощью небольшого насосика слегка накачать давление в камере с топливом. Затем прогреть горелку на пламени (для этого спирт наливался я небольшую чашечку и должен был выгореть полностью). И только после этого, открыв подачу топлива, можно было разжечь горелку.

Но даже при этих сложностях примус позволял легче регулировать силу пламени, был более удобен в обращении.
Однако с кулинарной точки зрения все это было просто ужасно. Да, эти приборы относительно быстро нагревали посуду. Но в них практически невозможно было осуществить большинство поварских приемов – пассерование, припускание, тушение. К этому добавлялось и то, что примус не мог работать более 1,5 часов (перегревался и становился взрывоопасным). Так что, технический прогресс сопровождался ассортиментным и качественным сокращением кулинарии.

Вообще же не случайно уже в середине 20-х самыми популярными кулинарными изданиями становятся книги К.Я.Дедриной «Кухня на плите и на примусе» (1927) и Е.Г.Уваровой «Спутник домашней хозяйки. 1000 кулинарных рецептов с указанием, как готовить на примусе» (1927). И хотя ситуация с продуктами к тому времени несколько изменилась, авторы не стесняясь описывают совсем еще недавнее прошлое:
