p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

Так русофобия или просто история?

А вот интересно, кто здесь прав – Мединский и Ко со своей маниакальной оскорбленностью клеветниками России или такие вот иностранные гости нашей страны в Средневековье? Я на самом деле ничего не утверждаю. Просто про Мединского много всего говорится. А вот перед вами - простой пример, так сказать, «очернительства» России. Или не очернительства? Давайте обсудим.



Перед нами книга Джона Перри. Это нанятый на русскую службу английский капитан, впоследствии писатель, оставивший заметки о России. В 1716 году он напечатал в Лондоне сочинение о ней: Состояние России при нынешнем царе / «The state of Russia under the present czar» (Лондон, 1716). Обратите внимание на предисловие к русскому изданию 1871 года:




«Предлагаемое сочинение о России, преимущественно за время царствования Петра Великого, принадлежит весьма известному в свое время строителю кораблей, доков и каналов, Английскому Капитану Перри. Приглашенный в Русскую службу самим Царем Петром в 1698 году Перри пробыл в ней до 1715 г. когда, после некоторых неприятностей по службе, о которых, между прочим, подробно рассказывает в своем сочинении, уехал в Лондон и там, в 1716-м году, издал книгу, полный перевод которой впервые теперь является на Русском языке.

Сочинение Перри несмотря на некоторые зачастую мелочные подробности, имеющие чисто личное свойство, имеет, однако, значительную занимательность…  До сих пор сочинение это было известно в Русской Словесности по отрывкам и извлечениям из него, разбросанным в наших журналах за время с 1840 по 1860 год, да по ссылкам на него в историях и статьях о царствовании Петра Великого.

Полный и возможно обстоятельный перевод Перри, предлагаемый нами на Русском языке, сделан Княжной Ольгой Михайловной Дондуковой-Корсаковой. Примечания, не отмеченные ничем, принадлежат самому сочинителю, а отмеченные буквами О. Б. - Секретарю Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете.

Михаил Семевский».

Объясняю. Представление этой книги русскому читателю сделано авторитетным русским историком[1]. Перевод сделан княжной. Примечания написаны Секретарем Императорского Общества Истории и Древностей. То есть при проклятом царизме это никак «очернением» не считалось. А наоборот, было чтением, рекомендованным для изучения. Отчего же на закате путинизма это вдруг стало русофобией? Что же изменилось сегодня? - Непонятно.

Я же исхожу из простого факта. Если все то, о чем писал Перри, наблюдается в сегодняшней России практически "один в один", то что заставляет нас считать, что вот в XVIII веке было лучше?





Что ж, давайте просто почитаем оригинал[2]:

«Несмотря на то, что они гордятся тем, что правильно соблюдают посты и воздерживаются от мяса, но в народе, а также между Священниками, в праздничные дни существует обыкновение утром ходить в церковь, а после обеда напиться пьяным до ночи, и чем больше праздник, тем более считается это извинительным и обычным. В такое время проезжая по улицам Москвы, в вечер великого праздника, вы видите Священников, равно как и других людей, лежащих пьяными на улицах. Если кто-либо заговорит с ними, или подойдут к ним, чтоб помочь им встать, они говорят: “Воля твоя, отче, праздник: я пьян!»

Клевета? – Воистину! Это только сегодня попы пьяными садятся за руль.




Или вот такая прелесть:





А тогда этого не было – ни-ни. Ни одной машины с пьяным попом по московским дорогам в XVIII веке не ездило. Отсюда заключаем, что клевета! Но продолжим:

«Действительно, в то время, когда я приехал в эту страну, и в течение нескольких последующих лет, существовало обыкновение, не только на больших праздниках, где присутствовал Двор, но и в частном собрании приятелей, перед тем как гости разойдутся, напаивать их до опьянения, а не то, считалось, что прием не был достаточно радушен. Обыкновенно их приневоливали и заставляли пить, и доходило до такой степени, что двери и ворота замыкали и к ним приставлялась стража, чтоб никто не мог выйти, прежде чем получит свою долю, а не то, это считалось скупостью и как будто хозяин не хотел радушно угостить приятеля».

Ну, опять же приведем мнение нашего российского историка. Вот как описывает очевидец окончание пира при спуске корабля «Пантелеймон» в июле 1721 года[3]. Полнейшая клевета:




«Таких праздничных дней, - продолжает Джон Перри, - у них бывает много в году. Сколько бесчинства, убийства и злых дел связано с этим обычаем, и все это от того, что Священники не просвещают их, они даже присоединяются к ним и поощряют примером своим.



Я положительно тысячу раз видал их столь пьяными, что они не могли стоять на ногах. Предоставляю читателю судить: даже страшный грех Содомский в этой стране почти не считается преступлением; в пьяном виде они очень к нему склонны. Ничего нет более обыкновенного, как во время Русской Масленицы, и в другие дни утром после великих праздников, слышать о совершенных убийствах и видеть ограбленных и убитых людей, лежащих на улицах Москвы. Русские очень редко не убивают тех, кого они ограбили, придерживаясь варварской поговорки: “Мертвые не болтают”.

Тут, думаю, особо и спорить не о чем. Приверженность части нынешних РПЦ-шных иерархов к "крепкой мужской любви" общеизвестна. Сегодня она дополняется педофилией. О которой, как мне кажется, в XVIII веке, никто просто и не задумывался. Не задумывается, похоже, и наше нынешнее МВД, считая, что растлевать детей – это внутренняя проблема РПЦ, до которой полиции нет дела.


Ну, и конечно, следующий прекрасный рассказ Джона Перри. Он и правда ничего вам не напоминает? А ведь, ничего не изменилось. И в XXI веке православные попы со всей дурью точно также борются с обезьянами. Не находя для себя никакой другой более важной в современной России роли. Неравенство, социальная несправедливость? Зияющая нищета и вопиющая роскошь? – Нет, какая ерунда! Наша церковь всегда поддерживала власть, даже самую людоедскую. А вот обезьяны – это самая насущная проблема.

«Всем известен рассказ об обезьяне, принадлежащей Английскому Посланнику, присланному к одному из прежних Царей, - пишет Джон Перри. - Вот этот рассказ: Обезьяна эта однажды сорвалась с привязи и вбежала в церковь, бывшую недалеко от того места, где жил Посланник; в этой церкви она сбросила с полки несколько образов Святых (между Русскими существует обыкновение не вешать образа Святых, так как они считают это не довольно почетным, но ставить их на полку). По поводу этой случайности Посланнику представлена была жалоба, якобы обезьяна спущена была с привязи умышленно, чтобы нанести это оскорбление церкви, и сделано это было по дьявольскому наваждению, чтоб осквернить их святыню. Церковь была очищена посредством странного обряда, окропления святой водой, и по этому случаю были молебствия к Святым, а дьявола заклинали выйти из церкви. За это дело обезьяна была обвинена, и по особому Указу Патриарха, ее водили, как преступника, на показ по улицам, и потом предали смерти".




Напомню, что речь идет о начале XVIII века. Ну, вот и давайте просто обсудим: есть тут очернение? Нет его? – Или тогда не было, а сейчас вдруг появилось.

Мое же мнение простое. Чем бить себя в грудь, отстаивая святость и честность российских порядков 400-летней давности, не лучше ли бороться с той же самой средневековой мерзостью, окружающей нас сегодня. Которая нисколько не изменилась с тех пор. Может быть, в этом и будет заключаться настоящий, а не показной патриотизм?

Расскажите мне.







[1] Семевский Михаил Иванович (1837-1892) - русский историк, журналист, общественный деятель из дворянского рода Семевских. Тайный советник.
[2] Текст воспроизведен по изданию: Перри Д. Состояние России при нынешнем царе. В отношении многих великих и замечательных дел его по части приготовлении к устройству флота, установления нового порядка в армии, преобразования народа и разных улучшений края // Чтения императорского Общества Истории и Древностей Российских. №. 1. М. 1871
[3]  Шубинский С. Н. Очерки из жизни и быта прошлого времени. СПб., 1888. С. 11.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • За удмуртским праздничным столом

    Чего-чего, а знакомства с региональными кухнями в этом году у нас было немало. Вот и вчера мы с Ольгой Сюткиной приехали в Ижевск, где и…

  • Вампиры любят чеснок

    Я уже давно говорю: сказка про то, что чеснок отгоняет вампиров, самими вампирами и распространяется. Просто они его издавна выращивают и продают.…

  • Власть хлеба над мясом

    То, насколько западная гастрономическая культура хлебоцетрична, лучше всего демонстрирует не хруст французской булки, а технологии быстрой еды. И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments