p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

Русское спецпитание

"Аэрофлот" впервые решил доверить готовку блюд бизнес-класса молодым отечественным поварам. Кроме того, этим летом национальный авиаперевозчик ввел русское спецпитание.




Если, сидя в кресле аэрофлотовского салона бизнес-класса и листая обеденное меню, вы вдруг обнаружите "палтус с рассыпчатой полбой и сладким стручковым горошком" — не удивляйтесь. Просто национальный перевозчик решил познакомить пассажиров с блюдами новой русской кухни. Новую тенденцию в самолетной еде изучил "Огонек". Еще год назад "Аэрофлот" делал ставку на известных зарубежных шефов, зачастую — из ресторанов с мишленовскими звездами. Но теперь решено сделать поворот в сторону ярких отечественных поваров.

Российских шефов выбирали не наобум, а с помощью двухступенчатого конкурса. Первый его этап прошел в регионах, на нем отсеяли десятки претендентов. Отбор прошли восемь шеф-поваров из пяти городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Новосибирска и Владивостока. Каждый из них должен был приготовить три горячих блюда: рыбное и вегетарианское обязательно, а еще мясное или куриное на выбор. Потом все эти блюда прошли через слепую дегустацию в кулинарной школе Chefshows by Novikov. Это дело руководство "Аэрофлота" доверило профессионалам. В жюри вошли рестораторы Борис Зарьков и Илья Тютенков, гастрономические критики Александр Ильин и Светлана Кесоян, а также организатор Российского ресторанного фестиваля Александр Сысоев. Каждый оценивал еду по десятибалльной шкале. По сумме баллов определили победителей.




В результате первое место получил петербуржец Евгений Викентьев, второе — его земляк Игорь Гришечкин. Третье место досталось Виталию Истомину из Москвы.

Уже потом, когда места были распределены, для руководства авиакомпании устроили специальную дегустацию. Авиационное меню пробовали в обстановке, максимально приближенной к реальной — в салоне бизнес-класса "Боинга-777", правда, не в воздухе, а в аэропорту Шереметьево.

Руководство внесло некоторые финальные коррективы. Например, пюре из корня сельдерея в блюде Игоря Гришечкина заменили на черный рис. После этого блюда можно было отправлять в производство. Шефы-победители отправились на кухню "Аэромара", главного поставщика бортового питания "Аэрофлота", чтобы передать поварам компании все технологии. С 16 августа новые блюда уже можно попробовать на борту.

"Ими украсили меню на средних и дальних рейсах. Иногда среди предлагаемых в меню горячих блюд будет два от шеф-поваров, иногда — все три", - рассказывают в департаменте управления качеством продукта "Аэрофлота".

Это не разовый эксперимент. Поварские конкурсы теперь планируется проводить каждые три месяца — именно с такой частотой обновляется питание в бизнес-классе. Еда экономкласса меняется реже — раз в полгода. А специальное питание — еще реже. Но и эти рационы раз за разом становятся интереснее.

Так, пассажиров экономкласса стараются настроить на здоровое питание. Поэтому, например, на коротких рейсах к сэндвичам добавляют йогурты, фруктовые батончики или фрукты. А на длинных перелетах еще в прошлом году появилась возможность позавтракать не только омлетом или блинами, а выбрать кашу. Какой русский завтрак без каши?

Впрочем, для настоящих любителей русской кулинарии с 1 июня появилась дополнительная опция. Теперь можно заказать особое русское питание — его доставят на борт специально для вас, так же как кошерную, халяльную или диетическую еду. Кажется, это первый случай, когда авиапассажиров угощают печеными яблоками, пшенной кашей и тульскими пряниками.

Конечно, тут многое зависит от класса обслуживания. Если пассажир бизнес-класса получит маринованные белые грибы и жареную осетрину, то в классе эконом подадут отварной язык и куриный шницель с гречневой кашей. Но новинка, похоже, пришлась по вкусу всем.

"Зачастую люди пишут отзывы, чтобы на что-нибудь пожаловаться. Но с русским меню мы получаем массу благодарностей, — констатируют в департаменте управления качеством продукта. - Пишут и наши соотечественники, и иностранцы, которые могут еще в начале путешествия попробовать нашу русскую кухню".

В конце концов, интересная местная еда всегда была важным стимулом для путешественников.

Меню от победителей конкурса


Игорь Гришечкин, ресторан "Кококо", Санкт-Петербург

В меню:

- Палтус с рассыпчатой полбой и сладким стручковым горошком, подается со сливочным соусом и икрой палтуса
- Утиное конфи с черным рисом и сельдереем, подается с соусом из чернослива
- Стейк из капусты с хлебной крошкой, подается с капустным соусом


Евгений Викентьев, рестораны "Винный шкаф" и Hamlet&Jacks, Санкт-Петербург


В меню:

- Говядина с белыми грибами и пюре из пастернака, подается с солодовым соусом
- Палтус с кускусом, подается с соусом из кокосового молока
- Капуста цветная обжаренная. Подается с соусом "Голландский" с мятой


Виталий Истомин, ресторан "Техникум", Москва

В меню:

- Пак-чой с кунжутом и кешью, подается с соусом "Пак-чой"
- Говяжья грудинка с баклажаном и помидорами, подается с соусом "Барбекю"
- Палтус, запеченный с черным рисом. Подается с соусом из запеченного перца с горчицей


А чем кормили на борту в СССР

Еще четверть века назад питание в "Аэрофлоте" было совсем другое

В советское время в "Аэрофлоте" было предусмотрено два класса обслуживания: первый и экономический. В первом еду непременно подавали на фарфоре, столовые приборы были мельхиоровыми, посуда стеклянной, а столовое белье — льняным. Для класса эконом предусматривалась многоразовая пластиковая посуда, металлические приборы и фужеры-неваляшки.

Пищу готовил располагавшийся в Шереметьево-1 цех бортового питания, при котором имелась даже птицеферма. И неудивительно, ведь основой горячего питания в экономклассе в то время была курица.




Зато пассажирам первого класса предлагали рыбную и мясную закуску, несколько горячих блюд на выбор, сырное и фруктовое ассорти. На сладкое подавали коронное блюдо — так называемый "Русский десерт": торт в окружении маленьких пирожных.

Порционных тарелок из фольги, они называются в авиации касалетками, тогда еще не было. На борт еда поступала в больших сотейниках. Для разогрева их загружали в электрическую печь. В кабинных экипажах на эту тяжелую работу старались ставить мужчин. После разогрева бортпроводники сами раскладывали основное блюдо и гарнир по тарелкам. Привычные тележки для раздачи еды тоже появились далеко не сразу. До тех пор стюардессы вручную носили обеды не только пассажирам первого класса, но и тем, кто летел в экономе.




Когда в 1992 году в "Аэрофлоте" появились иностранные самолеты, для первого класса придумали новый специалитет: водка в ледяной глыбе, которая подавалась с черной икрой и набором гарниров.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Почему "говядина", а не "коровятина"

    Кулинария – часть культуры любой страны. И поэтому она тесно связана с развитием языка. Порой, именно филологи раскрывают нам неожиданные…

  • Рождественский календарь: селедка, рулет и яблоко

    Продолжим предпраздничный марафон блюд. Отвлечемся немного от привычных нам оливье и наполеона. И посмотрим, как встречают Рождество и Новый год…

  • Кухня русского похмелья

    Похмельный синдром после бурного новогоднего веселья, пожалуй, неизбежен. Но можно попытаться избавиться от него заранее, призвав на помощь... наши…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments