p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

Под хмельком в Москву на поезде

Доставить живую рыбу к потребителю и сегодня задача непростая. Да, на рынке и в приличных магазинах можно встретить бассейны с карпами. Иногда там попадется и стерлядка. Впрочем, продавцы нередко украдкой толкают ее сачком – поскольку к концу дня плавает она уже чаще кверху брюшком.




Но ведь, Россия – рыбная страна. И не вчера возникла эта проблема – доставить живую рыбу. Как это удавалось? Возможно так, как это описано в романе В. Шишкова «Угрюм река», где огромного осетра везли на возу «под хмельком», не давая прийти в себя. Мне всегда казалось, что это экзотика. Но нет, способ был самый что ни на есть распространенный. Вот и недавно, получив очередную порцию материалов из Владимирского архива, убедился в народной смекалке. Из обзора местного рыбного промысла газеты «Владимирские губернские ведомости» за 1899 год:

Местные суздальско-владимирские способы транспортировки рыбы тоже отличались фантазией. Перевозка рыбы в старину производилась в «лодках-рыбняшках» – живой, а в зимнее время – в замороженном виде. Для того, чтобы рыба сохранила свой вкус, зимой прикалывали ее, преимущественно стерлядь, в хвост острием ножа.




Передвижение транспорта с рыбой по Оке для царского стола обставлялось торжественно: транспорт напутствовало духовенство в присутствии начальства. Его сопровождала государева стража, которая доставляла рыбу в целости и сохранности в Москву.

Расположенный в 150 километрах от Суздаля Муром был источником рыбы для местного стола. В XVII столетии самый популярный местный рыбный деликатес – «распластованные» стерляди и лещи. «Способ изготовления заключался в том, что крупную рыбу вычищали, распластывали, вялили, солили и зажаривали на огне, поддерживая и повертывая ее, как на вертеле, на длинных деревянных спицах, чрез что рыба получала чрезвычайно приятный вкус». В таком виде она доставлялась в Москву к царскому двору.




Но в основном, пойманная рыба перевозилась в живом виде, для чего придуманы были особые приспособления. Прежде всего для сохранения рыбы живой, рыбаки устраивали особые деревянные садки из половых досок в виде продолговатого треугольного ящика с провернутыми в дне его и по сторонам дырами для свободного притока в него свежей воды. Сверху ящика прикрепляют крышку, которую припирают замком. В эти ящики сажают отборную крупную рыбу с садки держат погруженными в воду. А по надобности вылавливают рыбу из садка сачком.

Рыба из садков продается на месте приезжим рыбопромышленникам у которых для этой цели всегда имеются свои особо приспособленные лодки-рыбняшки с пробуравленными дырами на дне и в боках. Сверху рыбняшка прикрыта плотным помостом.

Наполненная живой рыбой рыбняшка причаливается и привязывается к обыкновенной лодке, в которой рыбопромышленник сам совершает дальнейшее свое плавание по рекам. Так рыба доставляется в Москву совершенно живою.




При обширных ватагах рыболовы избирают для сбережения рыбы живою где-либо неподалеку небольшое озерцо с чистым дном. А если такого не найдется, то хотя бы в обширном озере отгораживают часть, потребную для садка, куда после улова и сажают всю пойманную рыбу. Из этих садков рыба также поступает в продажу рыбопромышленникам и посредством тех же рыбняшек перевозится, куда понадобится.

Подобного рода доставка рыбы совершается медленно, неудобно, да и путевые расходы удорожают товар. Притом это передвижение живой рыбы возможно производить только в навигационное время, тогда как зимою этого сделать нельзя. Поэтому были попытки перевозить живою стерлядь по железной дороге, для чего в селе Вареже придумали наливать в жабры рыб понемногу простого вина [простым вином в те годы назывался обычный зерновой дистиллят, крепостью около 38 градусов – прим. p_syutkin]. И чрез это рыба приходила в состояние опьянения. Тогда рыбу обертывали сырым мхом и вместе с ним укладывали в ящики. При таком способе упаковки стерлядь выносила путешествие до Москвы – на сутки и более. И затем пущенная в свежую речную воду, снова оживала.




Практиковался и такой способ: в живую рыбу вливался коньяк, обертывали толсто свежим, смоченным в холодной воде мхом, и тесно укладывали в корзины. При таких условиях рыба могла быть живою до двух суток и более.

Раки, уложенные в корзины с сырым мхом в несколько слоев, но не тесно и без вина, хорошо выносят путешествие от 3 до 5 дней.




Рыболовы прибегают к такому способу: в деревянном продолговатом ящике параллельно дну натягивали несколько холстин в виде полок. На них нашивали поперек несколько узких мешочков, в которые возможно было вкладывать рыбу. И вот в таком положении стерлядь переносила суточный путь без воды, оставаясь живою.

Описанные способы не оказывались, однако, пригодными и практичными для преследуемой цели. В настоящее время [напоминаю, это 1899 год – прим. p_syutkin] остановились на следующем: рыбу в живом виде помещают в обыкновенную бочку с водой и вполне сохранно перевозят ее по железной дороге до станции назначения. Но это с меньшими хлопотами и издержками практикуется в зимнее время. Во всякое же другое время года, в особенности летнее, вода в бочке требует постоянной перемены – свежею, так как она, нагреваясь, скоро портится, и рыба долее двух часов пробыть в ней не может.



Tags: Рыба, Суздаль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • За удмуртским праздничным столом

    Чего-чего, а знакомства с региональными кухнями в этом году у нас было немало. Вот и вчера мы с Ольгой Сюткиной приехали в Ижевск, где и…

  • Вампиры любят чеснок

    Я уже давно говорю: сказка про то, что чеснок отгоняет вампиров, самими вампирами и распространяется. Просто они его издавна выращивают и продают.…

  • Власть хлеба над мясом

    То, насколько западная гастрономическая культура хлебоцетрична, лучше всего демонстрирует не хруст французской булки, а технологии быстрой еды. И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments