p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

Как я читал советские газеты

Честно говоря, у меня чуть глаза не выпали. Представьте – погрузиться на весь день в СССР 1960-80-х годов. «Пятилетке качества – рабочую гарантию!», «Повысим удои!», «План – это закон», «Под личиной буржуазной демократии» и т.п. Прямо юность комсомольскую вспомнил.



Всю пятницу я провел в архиве газеты «Суздальская новь» (которая в разные годы называлась и "Сельская новь", и "Колхозная газета"), поработать в котором мне любезно разрешила ее главный редактор Ирина Белан. За что я ей безмерно благодарен. Поскольку действительно погрузился на своего рода «машине времени» в прошлое города. Между прочим, я не шучу: даже по советским газетам можно многое понять – чем люди жили, что ели, чем интересовались. Просто, как и во времена СССР, надо уметь читать между строк.




За многочисленными отчетами о победах и трудовых рекордах проглядывают и неожиданные сегодня моменты. Так, почти в каждом номере газеты – статьи против попов и религии. Мы сейчас их порядком подзабыли. А раньше в Суздале это было хорошим тоном. Что не удивительно, поскольку прошлое города с церковью связано неотрывно. Листая до этого подписки «Владимирских губернских ведомостей» в материалах из Суздаля чаще всего встречаются корреспонденции о крестном ходе, пересказ речи игуменьи, описания церковных древностей. Так что при СССР маятник вполне предсказуемо качнулся в другую сторону.
Вот, к примеру, один из таких материалов:




"1918 год – тяжелое время для молодой Советской республики. Свирепствовали голод и болезни, открыто выступала контрреволюция. В работе Суздальской уездной партийной организации борьба за хлеб была первоочередной. Активную борьбу против хлебной монополии вместе с кулаками вело и духовенство. Оно также стремилось задушить трудящихся голодом. Духовенство скупало у кулаков хлеб и прятало его в монастырях, а потом по баснословным ценам продавало на черном рынке. Суздальский уездный исполком и чрезвычайная комиссия обнаружили осенью 1918 года в Спасо-Евфимиевом монастыре огромные запасы хлеба. 4000 пудов зерна было конфисковано.

Не менее сложной была продовольственная проблема и в 1922 году. Закачивалась Гражданская война. В стране страшный голод. Члены Суздальской уездной парторганизации 12 января принимают решение: «отчислять в фонд помощи голодающим Поволжья 10 процентов продпайка и 31 процент денежного довольствия».
А как же вели себя в это сложное время священники? К весне 1922 года, когда близилась посевная, зерна в стране было крайне недостаточно. Правительство решило закупить зерно в США. Однако капиталисты требовали за хлеб только золото. В этой сложной обстановке Советское правительство находит единственно верный выход: издает постановление об изъятии из церквей и монастырей драгоценностей.




Суздальский Евфросиниев-Ризоположенский женский монастырь

Суздальские церковники, которыми руководил епископ Василий враждебно встретили постановление ВЦИК. Они рассчитывали сорвать его выполнение. Но сделать этого не удалось. Лишь монахини Ризоположенского монастыря пытались помешать работе комиссии. В монастыре собралась толпа более 150 человек. Кликуши и мракобесы выкрикивали ругательства и угрозы. Члены комиссии пытались убедить их не мешать.

Только после рассмотрения в исполкоме жалобы комиссии и объяснения игуменьи положение изменилось. Вторичный приход в монастырь был встречен спокойнее. Но и в тот раз неугомонные фанатики не отходили от паперти собора, ожидая «кары божией» на большевиков.


В фонд голодающих из Суздаля в мае 1922 года было вывезено в губернский финансовый отдел: серебра 67 пудов 22 фунта и 61 золотник, золота – 28 золотников».

Ну, что сказать? Для своего времени вполне убедительно. Да, в общем, глядя и из дня сегодняшнего антирелигиозная пропаганда велась тогда вполне разумными аргументами.

При этом хочу отметить, борьба с религией в 1960-70е гг никак не подразумевала борьбы с древними памятниками – храмами, монастырями, иконами. Журналисты «Суздальской нови» весьма уважительно относятся к этому историческому наследию, призывая к его сохранению, развитию музеев прошлого города.

Но вернемся к нашей теме – суздальской кухне. Конечно, в советские времена на газетных страницах это - общепит. При этом, как вы понимаете, тема была вполне идеологически нейтральной. И ругать нерадивых поваров и официантов было вполне допустимо и даже поощряемо. Этой критики было немало – и в виде отчетов контролирующих органов, и в виде юморесок:




Но, как и любая газета, работающая «на земле», «Суздальская новь» не жалела хороших слов и о достойных людях, мастерах своего дела. И что удивительно, заметки о поварах публиковались в ней не сильно реже материалов о знатных механизаторах и доярках. Вот посмотрите:





И все-таки Суздаль – город туристический. Особенно ярко это начало проявляться в середине 1970-х, когда был разработан маршрут «Золотое кольцо» и в город хлынул поток отечественных и иностранных туристов. С достопримечательностями в Суздале было прекрасно. А вот с инфраструктурой для гостей… Многие читатели помнят эти советские провинциальные гостиницы и кафе.

В 1977 году вводится в строй Главный туристический комплекс (ГТК). Именно благодаря ему маленький город «Золотого кольца» России получил международное признание, став первым советским городом, удостоенным награды «Золотое яблоко». За престижную премию в области международного туризма в 1982 году наряду с Суздалем боролись Париж и Прага. Президент Международной федерации журналистов, пишущих о туризме (FIJET) Реми Леру отозвался тогда о ГТК «Суздаль» так: «Большой отель в излучине реки Каменки построен таким образом, что этот туристский центр никоим образом не нарушает гармонии города с окружающей средой».



Суздаль. Туристический комплекс (открытка 1978 года)

При ГТК сразу же был организовал подсобный цех, где заготавливали и солили местные овощи. Позже там начали делать медовуху. Вчера я рассказывал, как тогда дореволюционный рецепт медовухи восстановил для другого ресторана – «Погребок» - известный суздальский краевед Владимир Снегирев.

Повара и сами старались готовить блюда в «старинном духе». Иногда это получалось. Порой нет. Сегодня некоторые из этих попыток вызывают улыбку. Как, например, «раки по-суздальски», ставшие, по мнению директора ресторана, лакомым блюдом для французов:





Но так или иначе это был закономерный и очень важный этап восстановления кулинарного прошлого города. К сожалению, последующие кризисные десятилетия оставили мало возможностей для продолжения. Но сегодня интерес к своей гастрономической истории в Суздале необычайно высок. А открывающиеся рестораны неизменно обращаются к ней в своем меню.



Tags: Рестораны, Суздаль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Советский «Архиерейский» салат

    Несмотря на название, блюдо это - наследие советского периода. Вернее, стилизация под старинную кухню, созданная в 1970-е годы в Суздале специально…

  • Крендель на соломе

    Брецель - именно этот традиционный немецкий крендель издавна является логотипом булочников. Вот только немногие знают, что в его прошлом есть и…

  • Начинаем запасать шоколад

    Вы сладкоежка или часто покупаете шоколад в подарок? У вас есть повод для беспокойства. Шоколад, оказывается, скоро может стать непозволительной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments