p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

Почтальон из прошлого

Старинные кулинарные книги - богатый материал для распутывания всяких историй. У меня так часто бывает: потянешь за какую-нибудь ниточку, фразу, название, - и открываются огромные пласты жизни и прошлого. Так было и в этот раз.




Наш добрый помощник по Суздалю Светлана Колбина прислана нам скан страниц книги начала XX века. Это написанная В.В.Радугиным работа «Вегетарианство (безубойное питание) и причины отпадения от него». Изданная в г.Шуя (Владимирской губернии) в 1909 году книжка на первый взгляд повторяла многочисленные брошюры того периода, посвященные «сыроедению» и подобным общественным увлечениям. Но были в ней и несколько сюрпризов.

В 1880-х годах на стыке науки и моды появляется в нашей стране вегетарианство. Его начало связано с опубликованной в журнале «Вестник Европы» за 1878 год статьей «Питание человека в его настоящем и будущем», принадлежавшей перу профессора А.Н. Бекетова. Через год статья эта была издана отдельно, а в 1880-м была переведена на немецкий язык. Книжка имела большой успех как в России, так и в Германии. Да и сам Бекетов не ограничивал свою пропаганду вегетарианства теоретической работой, но и активно выступал с лекциями по «безубойному питанию» в различных учебных заведениях.

При этом следует отметить, что вегетарианство у нас сразу стало не просто диетой и образом жизни, а некоторой социально-политической платформой. Вдохновляемые выступлениями Льва Толстого и особенно его работой «Первая ступень» (впервые это эссе Л.Н. Толстого было опубликовано в журнале «Вопросы философии и психологии» за 1892 год), трактующей вегетарианство в ключе христианского воздержания и самоотречения, тысячи сторонников этого новомодного по тем временам течения развили бурную деятельность. В 1901 году в России образуется первое вегетарианское общество, а затем – поселения, летние лагеря, школы, детские сады – какие только формы не порождала эта общественная инициатива. «Я никого не ем», «Безубойная пища», «О трупоедении», «Права животных» – книжки и брошюры с такими экзотическими названиями расходились сотнями тысяч по России в начале века. Стараниями писателей и просто ярых поклонников, таких как Ж. Шульц, Л. Николаева, А. Суворова, А. Алексеев, это движение привлекает тысячи сторонников.

Многое соединилось в среде вегетарианцев – следование моде и духовные искания, поиски здорового образа жизни и примитивная экономия на питании. Но, так или иначе, в 1910-е годы это движение – уже достаточно мощная и заметная общественная тенденция. Собственно, не наша задача оценивать принципы вегетарианства – их актуальность и полезность. Отметим лишь отношение его приверженцев к кулинарии как части человеческой культуры. Их мнение вполне описывается словами того же кумира вегетарианцев – Л.Н. Толстого. «Если человек полюбил удовольствие еды, – писал он, – позволил себе любить это удовольствие, находит, что это удовольствие хорошо (как это находит все огромное большинство людей нашего мира, и образованные, хотя они и притворяются в обратном), тогда нет пределов его увеличению, нет пределов, дальше которых оно не могло бы разрастись... И удивительная вещь, – люди, каждый день объедающиеся такими обедами, перед которыми ничто Валтасаров пир, ... наивно уверены, что они при этом могут вести нравственную жизнь».


Неравнодушными к новой моде оказались не только жители столиц, но и русской глубинки. Санкт-Петербургское вегетарианское общество принимает в свои члены многих активистов из других городов. И вот первая неожиданность. Смотрим «Отчёт о состоянии и деятельности С.-Петербургского Вегетарианского Общества за 1904 год (Третий год основания Общества)» (СПб., 1905). И тут же встречаем знакомую фамилию:

С.-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ВЕГЕТАРИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
СПИСОК ЧЛЕНОВ
на 1-ое апреля 1905 г.

Совет
А. И. Воейков, проф. председатель, Лиговка 3.
Н. Ф. Рудольф, товарищ председателя, Звенигородская 18, кв. 26.
Э. Р. Шмидт, секретарь, В. О., 17 л., д. 20, кв 5.
Э. Г. Фишборн, казначей, Екатерингофский пр. 8, кв. 4.
Л. В. Кашкин, библиотекарь, Разъезжая 17, кв. 24.

Членский взнос: личный 3 руб., семейный 5 руб.
Единовременный вступительный взнос 1 руб.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ:

Радугин, Василий Васильевич. Почтальон. Шуя, Владимир. губ.»



Василий Васильевич Радугин (1909)

Обратите внимание на профессию – почтальон. Это кстати, очень характерно для столько демократической организации. Среди сотни ее членов мы встречаем людей, которые пишут о своей занятости – профессор, нотариус, мельник, «жена полковника Генерального штаба», присяжный поверенный, сельский хозяин. Вот и Василий Васильевич увлекся вегетарианством. Да не просто увлекся! Его перу принадлежат и художественные произведения. Вот, к примеру, рассказ «Кровопийцы и вегетарианцы (Шуя, 1912):

«Пришлось мне быть у него на нашем деревенском храмовом празднике в гостях. Вот нагляделся-то диковинок, – удивление, да и только! У нас чем справляют праздник? Первым долгом четвертная водки на столе, я говорю на столе, а не во весь праздник, в праздник-то выходит ее, по крайней мере, ведро. Так вот, четвертная водки, а на закуску – частица самой жирной свинины, бок баранины, холодная брюшина, да еще часто плохо промытая, так что в складках виднеется зелень. Вот как выпьешь стаканчик пяток полугару-то да закусишь жирной свининой, да брюшиной с зеленью, то по неволе ошалеешь, и тебя будет тошнить. На столе-то разлитое вино, кожа от свинины, разные объедки, на полу наплевано, грязь, нечистота. В избе так накурено махоркой, что наши привычные ребятишки чуть не в обморок не падают, а сквернословие и ругань у пьяных какая, хоть святых выноси…

– Да неужели же ты не догадываешься? Очень просто: живу не по-ихнему: у них грязь, вонь, сквернословие отравляют себя и других водкой и табаком, едят убоину и рыбу при случае. У меня, как видишь, чистота: воздух хороший, сквернословие считаю нехорошим делом, водки и табаку сам не употребляю и никого не потчую ни при каких случаях. Зря губить Божью тварь: коров, овец, телят и употреблять их мертвое тело в пищу считаю и вредным и грешным, они нас любят, считают за своих защитников, в минуты опасности бегут под нашу защиту, а некоторые и жизнь свою готовы отдать за наше благополучие, а мы их встречаем за их доверие и любовь с длинным ножом, который вонзаем в их горло, а они доверчиво подставляют его, чтобы их почесали, так по крайней мере некоторые поступают при убое свиньи. Даже и на рыбу мы не имеем никакого права: мы ее не воспитываем, не ухаживаем за ней, никакой заботы об ее существовании у нас нет, а вот забота о лишении ее жизни у нас есть, а жизнью она наслаждается, как и всякое живое существо, ей даже не чужды радости любви и семейной жизни, а мы лишаем ее этой жизни, только ради удовольствия своей прихоти».

То есть Василий Радугин отдает дань классическим принципам вегетарианства: Убой животных - вопиющая безнравственность, существующая в обществе лишь благодаря укоренившейся привычке: «Смерть, которой мы подвергаем животных, — совсем напрасная смерть, наносимая нами разумному существу только из-за нашей прихоти и вследствие нашей духовной привычки».

Но, как вы понимаете, есть общие принципы. А есть более или менее талантливое их воплощение. Все мы помним вегетарианскую столовую «Не укради» из бессмертных «Двенадцати стульев». С ее фальшивым зайцем и гороховыми сосисками. Но, оказывается, для «безубойного» питания можно было находить и вполне любопытные блюда. И Василию Петровичу это особенно удавалось на материале Владимиро-Суздальской кухни. Использовал он для этого и прославненные местные заготовки. Такие, как огурцы и капусту:




Так и готовые блюда, несущие яркий русский аромат:




Вчера я публиковал и еще один вегетарианский хит – суп из огурцов. Вы можете посмотреть его здесь. И одновременно обратите внимание на обложку той книги Радугина. Если присмотреться, то становится заметен авторский автограф вверху: «Многоуважаемому Ивану Абрамовичу Назарову на память от автора».




Ну, вы же понимаете, что чутье историка заставило меня тут же разузнать, кто этот человек. Предчувствия меня не обманули. И суздальская история открыла нам здесь свою новую страницу.

Иван Абрамович Назаров – яркий пример того, как нелегко пробивали себе дорогу народные таланты. Он родился 7 февраля 1878 года в Суздале, в мещанской семье. Учился в народной школе, но из-за бедности так и не закончил ее. Кем только ему не доводилось быть в молодости - лакеем, слесарем, певчим в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, разносчиком книг, сторожем в доме для умалишенных.



Назаров Иван Абрамович (1878-1962)

В 1894 году Иван Назаров в поисках заработка приезжает в текстильное село Тейково, устраивается на работу на Каретниковскую фабрику. Здесь у него тоже несколько рабочих профессий – подавальщик, проборщик чесальных машин, ткач. При фабрике Каретниковых была устроена библиотека для рабочих, здесь фабричный паренек и пристрастился к чтению, сам начал сочинять. Когда стихов набралась целая тетрадка, принял решение показать свои творения опытным писателям. Иван Назаров отправился пешком из Тейкова в первопрестольную. Вот что по этому поводу писала газета «Русский листок»:

«Не переводятся самородки на Руси. Вчера в редакцию «Русского листка» явился с тетрадкой стихотворений молодой парень лет двадцати трех, Иван Абрамович Назаров, мещанин г. Суздаля, служащий простым рабочим на ткацко-прядильной фабрике Каретникова Владимирской губернии.




Оказалось, что 200 верст от своего местожительства он прошел пешком по способу, указанному первым русским самородком, гениальным Ломоносовым. Котомка за плечами и тетрадка стихотворений – вот все имущество Назарова. Немного в котомке, но зато есть кое-что в тетрадке. Стихотворения Назарова не везде безукоризненны по форме, не всегда свободны от чужого влияния, но, несомненно, дышат искренним чувством и теплотой… В Москву Назаров пришел на один-два дня – единственно, чтобы посоветоваться насчет своих стихотворений».


Писать стихи он начал с 14 лет, печатался с 1899 года в журнале "Народное Благо", затем в журналах "Воскресенье", "Муравей", "Юная Россия", "Кормчий", "Русский листок". С 1903 года - помощник заведующего отделением конторы "Владимирской газеты". Первый сборник стихов "Жизнь и песни" выпустил в 1908 году в Суздале. После революции редактировал суздальскую газету "Голос народа".

Но, пожалуй, самым важным Иван Абрамович считал создание библиографического словаря писателей и поэтов из народа. Более или менее активно он занимался этой работой почти 35 лет. Первый вариант своего труда он направил в Соренто Горькому. И быстро 16 декабря 1929 года получил ответ: «Мне кажется, уважаемый Иван Абрамович, что список Ваш недостаточно полон. Не вижу в нем Новикова-Прибоя, Марии Ершовой, Алены Новиковой и целого рода других имен. Словарь Ваш я считаю книгой полезной, и она нуждается в хорошем предисловии, которое должен написать кто-нибудь, досконально знакомый с делом. Попробуйте обратиться к П.С. Когану, желаю успеха. А. Пешков». Поддержал Ивана Абрамовича и Константин Федин: «Удивляюсь Вам, человеку такой незыблемой верности делу, которое было избрано однажды в жизни и привлекло навечно».

Журнал "Огонек" в ноябре 1950 года (№ 46) вспомнил об Иване Назарове

Жизнь внесла свои поправки в назаровский словарь. И в 1930-е годы многие из писателей, включенных в него, были репрессированы. А саму так и не изданную рукопись Назаров передал в институт мировой литературы им. М.Горького.

Умер Иван Назаров 25 января 1962 года в Суздале. Его именем названа одна из улиц города.
Могила поэта Ивана Абрамовича Назарова на старом суздальском кладбище


Вот так и переплетаются в жизни история, кухня, людские судьбы.
Tags: Василий Радугин, Вегетарианство, Иван Назаров, Суздаль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вампиры любят чеснок

    Я уже давно говорю: сказка про то, что чеснок отгоняет вампиров, самими вампирами и распространяется. Просто они его издавна выращивают и продают.…

  • Власть хлеба над мясом

    То, насколько западная гастрономическая культура хлебоцетрична, лучше всего демонстрирует не хруст французской булки, а технологии быстрой еды. И…

  • Бургер с животными. Маленькими такими

    Последний раз в России такой эксперимент с едой производили на броненосце «Потемкин». Результаты, помнится, несколько расстроили всех…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments