p_syutkin (p_syutkin) wrote,
p_syutkin
p_syutkin

Пьянее суздальских полков

Это сегодня в Суздале все чинно-благородно. А медовуха – символ города. Но «нонеча не то, что давеча», и алкогольная история этого старинного города не с медовухи начиналась. И не всегда была столь благообразной.




«На праздник и у воробья пиво». Приведенная Владимиром Далем в своем словаре пословица очень старая. Да и пиво, надо сказать, было на заре нашей русской истории несколько иным. Часто его варили вместе с медом, получая весьма хмельной напиток.

«Нужно пиво простое крепить, - учит нас автор «Домостроя» (1550-е гг), - то так: сварят пиво, оно устоится в бочке, тогда с дрожжей сцедить это пиво и в другую бочку слить без дрожжей, да добавить ведро пива в котел, да меду добавить в котел на каждое ведро, смотря сколько в той бочке пива-на гривенку больше патоки. Да варить ту патоку с пивом в котле до кипения, чтобы патока с пивом смешалась, да остудить на холоде, да разлить то пиво с патокой в бочку».

И суздальцы здесь не отставали от прогресса. Уже с XIV века стали в связи с пьянством упоминаться такие термины, как «беспамятство» и «похмелье». Ну, а самым ярким эпизодом последствий этого порока стала знаменитая битва на реке Пьяне (1377). Николай Карамзин оставил нам яркое ее описание:




«Димитрий Суздальский долго ждав Моголов и надеясь, что они раздумали идти к Нижнему, послал Воевод своих гнаться за ними, а сам возвратился в столицу. Сие ополчение состояло из ратников Переславских, Юрьевских, Муромских и Ярославских: Князь Димитрий Константинович присоединил к ним Суздальцев под начальством сына, Иоанна, и другого Князя, Симеона Михайловича.

К несчастию, ум предводителей не ответствовал числу воинов. Поверив слухам, что Арапша далеко, они вздумали за рекою Пьяною, на степи Перевозской, тешиться ловлею зверей как дома в мирное время. Воины следовали сему примеру беспечности: утомленные зноем, сняли с себя латы и нагрузили ими телеги; спустив одежду с плеч, искали прохлады; другие расселялись по окрестным селениям, чтобы пить крепкий мед или пиво.




Знамена стояли уединенно; копья, щиты лежали грудами на траве. Одним словом, везде представлялась глазам веселая картина охоты, пиршества, гульбища: скоро представилась иная.

Князья Мордовские тайно подвели Арапшу. Он с пяти сторон ударил на Россиян, столь внезапно и быстро, что они не могли ни изготовиться, ни соединиться, и в общем смятении бежали к реке Пьяне, устилая путь твоими трупами и неся неприятеля на плечах. осуждая безрассудность Воевод Димитриевых, древние Россияне говорили в пословицу: за Пьяною люди пьяны»[1].

Более древняя «Повесть о битве на реке Пьяне» (Первоначальный ее текст читается в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской) приводит и более откровенные детали:

«Поведоша им царевича Арапшу на Волчьи воде. Они же оплошишася и небреженьем хожаху, доспехи своя вскладоша на телеги..., а ездять порты своя с плечь спускав, а петли ростегав, аки роспрели: бяше им варно; а где наехаху в зажитьи мед или пиво, испиваху... по истине за Пьяною пьяни».

Но летописные поучения остались на бумаге. И народную привычку истребить ими не удалось. Даже иностранные захватчики удивлялись лихости суздальцев, которые пили прямо из трубы перегонного чана. Эх, были же люди на земле русской!




«А крестьяне ключника Посника Колачева и сытника Ондрея Дорогинина из Суздаля не слушают ни в чем, а вина им от панов сидети не мочно без пристава: приходя на винокурню, из-под трубы все выпивают аракою»[2]. - Это из Грамоты Лжедмитрия гетману Яну Сапеге, написанной в 1609 году. Непросто жилось интервентам на суздальской земле.




Но смутные времена кончаются. И власть задумывается над тем ,чтобы навести порядок в этой алкогольной вольнице. Здесь она идет рука об руку с монастырями, которые быстро уяснили для себя всю прелесть производства и продажи вина и пива. И дальше уж ее из своих рук не выпускали. Вот примерно такими способами[3]:

"Лета 7162 (1653) декабря в 25 день, по государеву цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси указу, Покровского девича монастыря слуге Гаврилу Воронину. Ехати ему Покровского же девича монастыря в вотчину, в село Гавриловское, а приехав, ведати ему того села и деревень крестьян судом и управою, с попом и старостою вместе.

А кому в его приказе слечится сварить пива к празднику, или к свадьбе, или по родителех на поминок, и те бы люди являлись ему же Гаврилу, а с них имати себе явки с пив по ведру пива, а безъявочно пиво не варить…  А продажного б никакого питья отнюдь у монастырских у Покровских крестьян не было, и того беречи и смотреть накрепко.


А буде у кого у монастырских крестьян или у бобылей, какое продажное питье, бити кнутом и на монастырь правити пени по пять рублев. А тех людей, у кого вымут питье, держати до указу в крепи".


Но лишь к XIX веку традиции народного пивоварения и винокурения удалось поставить в официальные рамки. А Суздальская земля превратилась из средневековой вольницы в образцовый торговый город, центр одноименной провинции. Но даже тогда для развлечения на 5 тысяч жителей там имелось целых 13 питейных домов[4].







Суздаль в день приезда Николая II (16 марта 1913 года)




[1] Цит.по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2006. С.366-367.
[2] Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т.II (1598-1613). СПб., 1841. С.276.
[3] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской академии наук. Т.IV (1645-1699). СПб., 1836. С.105.
[4] Гагарин С.П. Всеобщий географический и статистический словарь. Ч.III. М., 1843. С.371.


Tags: Алкоголь, Напитки, Пиво, Суздаль
Subscribe

Posts from This Journal “Суздаль” Tag

  • Поминки поросенка, дрожалка и Маленков

    «Пришёл Маленков, поедим блинков» - как все-таки быстро течет время сегодня. Вот раньше, казалось, в российской деревне ничего веками…

  • Под хмельком в Москву на поезде

    Доставить живую рыбу к потребителю и сегодня задача непростая. Да, на рынке и в приличных магазинах можно встретить бассейны с карпами. Иногда там…

  • Пряники, о которых все уже забыли

    Пряники – настолько забытая на сегодня вещь, что мы даже не догадываемся о том, какими они были еще несколько веков назад. Да, их делают…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments